Глубины Кремля откроются его посетителям в 2020 году

№77, октябрь 2019
№77
Материал из газеты

Заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов рассказал о новом археологическом музее на заповедной территории

Вид на церковь Спаса на Бору и Теремной дворец в Кремле. Начало XIX в. Фото: Музеи Московского Кремля
Вид на церковь Спаса на Бору и Теремной дворец в Кремле. Начало XIX в.
Фото: Музеи Московского Кремля

Главгосэкспертиза РФ одобрила проект археологического музея на территории Кремля. Его должны создать в 2020–2021 годах там, где сейчас находится парк, разбитый на месте снесенного в 2016 году 14-го административного корпуса. Который был построен в начале 1930-х годов на месте, где прежде стояли снесенные в 1929–1934 годах Чудов и Вознесенский монастыри и Малый Николаевский дворец. Новый музей позволит буквально погрузиться в историю этого места еще глубже — до железного века.

Профессор, доктор искусствоведения Андрей Баталов, заместитель генерального директора Музеев Кремля, участник разрабатывающего проект коллектива, присутствовал на многочисленных заседаниях, где определялась судьба кремлевской территории между Спасскими воротами и Сенатским дворцом. Он не был сторонником сноса 14-го корпуса, считал, что так будет нанесен урон державному образу центра государственной власти. Но уверен, что создание музея, законсервировавшего археологический раскоп, — наилучшее, оптимальное решение для этого места. 

Герасимов П.А. «Выезд Hиколая I около Чудова монастыря». Акварель. Середина XIX в. Фото: Музеи Московского Кремля
Герасимов П.А. «Выезд Hиколая I около Чудова монастыря». Акварель. Середина XIX в.
Фото: Музеи Московского Кремля

После того как административный корпус был снесен, возможность воссоздания взорванных на его месте построек обсуждалась на самом высоком уровне. В результате возникло решение, сторонником которого был и Баталов. «Материалов, которые помогли бы адекватно восстановить все постройки монастырей, просто не существует, — рассказал он нашей газете. — Обмеры собора Чудова монастыря погибли вместе с ним, в момент взрыва, даты которого не были известны. Обмеры фасадов и план собора Вознесенского монастыря есть, но интерьер был обмерен фрагментарно. Вообще, монастыри — сложные комплексы, и точных обмеров их построек или чертежей не существует. Так что при воссоздании всего ансамбля мы бы получили огромный новодел на территории подлинного памятника мирового значения. И эти приблизительно исполненные подобия исторических зданий вступили бы в визуальный конфликт со всем Кремлем. Так что было принято разумное решение — провести на месте 14-го корпуса подробное археологическое исследование, что и было сделано Институтом археологии. Таким образом, был исследован малоизученный участок Кремля». 

Баталов подчеркивает, что археологические раскопки в Кремле до 1990-х годов никогда не носили систематического характера. Кремль, напоминает он, — это «Москва, не замок великого князя, а город, о котором говорят летописи, там вершилась история русского государства». В результате работ археологов были раскрыты фрагменты фундаментов построек Чудова монастыря и его некрополь, а также следы городской застройки, на месте которой возник монастырь. На этой же территории найдены следы железного века, дьяковской культуры, одного из первых поселений на Боровицком холме. Нашлись остатки построек, предшествующих пожару 1238 года, то есть разгрома Москвы Батыем. «Мы видим, что в этой части Кремля была достаточно плотная застройка, некрополь Чудова монастыря перекрывает слой города, то есть монастырь возник не на пустом месте. Для истории Москвы это очень важно», — объясняет Баталов.

Новый музей на территории археологических изысканий, в сущности, и есть законсервированный раскоп. Музеефикация его была сложной задачей, для ее решения привлекли специалистов разного профиля: инженеров-реставраторов, экспертов по грунтам и основаниям, технологов. У проекта музея нет одного автора, он плод коллективный, над которым работали такие известные и уважаемые в профессии люди, как археологи академик Николай Макаров, Ася и Николай Коваль, музейные художники Александр Конов и Олег Ковалевский, архитектор-реставратор Евгений Кокорев, директор Центра имени Грабаря Дмитрий Сергеев, его сотрудники — реставраторы по белому камню и сам Баталов. «Мы все эти годы еженедельно собирались и обсуждали принимаемые решения, привлекая специалистов в разных областях. Это очень сложный музей и в одном аспекте новаторский: впервые в Москве на такой огромной площади сохранили подлинный раскоп».

В ответ на опасение, что обещанные проектом входная зона и мультимедийные инсталляции превратят раскоп в аттракцион, как это случилось в Зарядье, Баталов заверяет, что они не будут превалировать над подлинными экспонатами, а только будут выполнять вспомогательные функции. «Мы все: и руководство, и исполнители — договорились, что этот музей не будет театром. Идея музея в том, что сама территория является экспонатом за горизонтальной витриной, по которой идут зрители. И весь наш большой коллектив добивался максимальной незаметности входа в музей. Он будет адаптирован к сложившемуся историческому ансамблю и не помешает его восприятию. Но зритель должен понимать, что он видит, компьютерная реконструкция ему в этом поможет. Вот вы смотрите на селадоновую чашу из Китая, поскольку Китай того времени — это территория Золотой Орды, с которой Москва торговала. Но это осколок, и мы показываем реконструкцию этой чаши, неназойливо демонстрируя связь фрагмента и целого. Кстати, все найденные предметы были отреставрированы в Центре имени Грабаря». 

Посещение музея будет возможно только небольшими группами и с экскурсоводом. Реализацией проекта занимается Управление делами президента РФ. После завершения работ археологический музей войдет в состав объединения «Музеи Московского Кремля». 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+