18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Аукционы Christie’s: старомодный модернизм ХХ века против современных хедлайнеров

О последних аукционах искусства ХХ века и современного искусства Christie’s в Лондоне рассказывает Ильдар Галеев

Забойщиком осеннего аукционного дерби в Лондоне по традиции выступил Christie`s. Первой продавалась коллекция бизнесмена Джереми Ланкастера, оставившего своим наследникам небольшую, но любовно подобранную коллекцию мастеров ХХ века. Она может служить срезом британского искусства по именам и вехам: от неопластицизма Бена Николсона до оп-арта Бриджет Райли, от кинетики Наума Габо до экспрессии фигуративиста Фрэнка Ауэрбаха и беспредметника Говарда Ходжкина. В то же время Ланкастер покупал таких международно востребованных звезд, как Энди Уорхол, Филип Гастон, Николя де Сталь и Жан Дюбюффе, что дало повод язвительным критикам обозначить вкусы Ланкастера как «старомодные». Сам Ланкастер был нрава скромного: ходил в резиновых сапогах и совершал сделки без помпы. Его бизнес — сантехническое и отопительное оборудование — был успешен достаточно, чтобы приобретать картины хотя и не первого ряда, но вполне приличного уровня. Купленные картины он часто возил с вокзала Паддингтон к себе в поместье в Глостершир на электричке. £23 млн, вырученные за полсотни работ из его коллекции, как нельзя лучше подтверждают старый тезис: «Тише едешь — круче будешь». Топовой картиной сейла стала экспрессионистская работа Филипа Гастона Language I (£3,9 млн), написанная в привычном для его позднего периода жанре «эзотерического фигуративизма». Строительные блоки, кирпичи, составляющие постройку на картине, напоминают фрагмент Вавилонской башни, освещенной лучами солнца и незримой улыбкой автора — любителя парадоксов.

Далее Christie’s провел еще три сессии, из которых небезынтересен был тематический итальянский вечер Thinking Italian. Тридцать три работы совершенно разных мастеров: Бурри, Фонтаны, Кастеллани, Моранди, Боэтти, Марини — принесли в итоге сумму, сравнимую с продажей коллекции Ланкастера, — £24 млн. Аукционная подборка позволяла взглянуть, как шло развитие искусства страны в период, когда на «обломках самовластья» муссолиниевского Новеченто и метафизической живописи художники послевоенного поколения строили свои программы. Звездой торгов выступила работа Альберто Бурри Sacchi (1953), один из ранних образцов художника с провенансом из коллекции Хелены Рубинштейн. Знаменитая косметическая бизнесменша была яркой собирательницей. Она никогда не пользовалась советами дилеров или экспертов, во всем полагаясь на собственный вкус и интуицию. И — надо отдать ей должное — часто попадала в десятку. Картина Бурри (£4,6 млн), созданная из бросовых, мусорных материалов (мешковина, фрагменты тканей, смола, клей), — классический пример, предвосхитивший работы художников арте повера (термин, возникший полтора десятилетия спустя). Таких как Джованни Ансельмо, чья работа Torsione (1968) эпохи расцвета «арте-поверистских» концептов принесла аукциону £1,8 млн.

Основные — вечерние — торги послевоенного и современного искусства, как всегда, собрали больше всего народу, но оглушительных продаж не случилось. £64,5 млн общих сборов — не та сумма, о которой говорят с придыханием. В сегменте contemporary столько же может стоить какой-нибудь один объект или картина, а тут их было аж 41. Организаторы из Christie’s, как и их коллеги из Sotheby's, во главу угла поставили одного и того же хедлайнера — Жан-Мишеля Баскиа с его очередным большеформатным шедевром. Посетители превью обоих аукционов столкнулись с одной и той же поведенческой и текстовой моделью групповых экскурсий по залам выставки, когда рассказ о заглавной картине всегда состоял из набивших оскомину перечислений зашифрованных посланий художника, его скрытых знаков и символов, рассеянных по всей поверхности холста. Нарративное прочтение живописи становится игрой в поддавки, когда зритель уже сам, без посторонней помощи, способен понять инспирации автора. Но, как бы то ни было, имя Баскиа и продажи его работ перестают работать триггерами рынка, они уже не набирают тех фантастических денег, что ждут аналитики «art-price рипортов». И это хорошая тенденция, в плавных траекториях цен есть своя прелесть.

Работы Пьера Сулажа довольно редки на аукционах. В этом году художнику исполняется 100 (сто!) лет. Всю свою жизнь он исследует возможности черного цвета с помощью мастихина и скребков. Две его картины, представленные на Christie’s, по времени создания разделяет почти 30 лет, они демонстрируют эволюцию черного в творчестве художника. Сулажа ценят в России, где проходили его выставки (в Эрмитаже и ГТГ в 2001 году). Тогда же в своем интервью газете «Коммерсантъ» Сулаж объяснил, какой именно вопрос он жаждет задать своему зрителю: не «Что вы видите?», а «Что вы чувствуете?». За возможность поиска ответов на этот вопрос оба покупателя совокупно заплатили £8,3 млн.

Впечатляющая, почти 6 метров длиной, работа Ансельма Кифера на Christie’s была выставлена на продажу из коллекции Университета Гента. Панорамный пейзаж Le Dormeur du val был создан художником в 2010 году как рефлексия на стихотворение Артюра Рембо (1870), в котором описывается мирный сон уставшего солдата на фоне пасторальной идиллии. Однако в последних строчках поэмы становится очевидно, что солдат на самом деле мертв. Кифер довольно часто обращается к классическому литературному наследию, всем памятен проект «Хлебников», который художник показал в Эрмитаже пару лет назад. Единственное произведение Кифера в России отныне принадлежит Эрмитажу, сумевшему приобрести его за €1 млн в обстановке полного паралича музейной закупочной политики нашего Министерства культуры. За киферовского «Рембо» покупателю пришлось раскошелиться уже на £1,5 млн.

На дневных торгах Christie’s внимание публики привлек объект, по своим физическим габаритам больше подходящий для городских площадей. Он происходит из корпоративной коллекции инвестиционно-банковской группы UniCredit, одной из самых больших и ценных в Европе среди подобных институций. Объект представляет собой скульптуру, точнее, две, созданные из электронных плат и всевозможных деталей телевизионной и компьютерной техники. Автор — Нам Джун Пайк — этим объектом представлял павильон Германии на 45-й биеннале в Венеции (1993). Название довольно многословное, но по смыслу прямолинейное — «Неизвестный крымский татарин, спасший жизнь Йозефу Бойсу и до сих пор не получивший благодарность немецкого народа». «Татарин» представлен довольно экзотически, в виде робота с электронно-лучевыми трубками и двумя фарами вместо глаз, он тащит за собой тележку с деконструированным технологическим барахлом. По-видимому, это спасенный летчик люфтваффе Бойс или то, что от него осталось в результате крушения его самолета в Крыму. Сама история спорная, но в эпоху дегуманизации она покоряет своим ярко выраженным профетизмом. Технологии с философией, взаимосвязи разнородного, коммутация с несуществующим, трансляция сенсорного — все это занимало Пайка, воспринимавшего мир как набор медиаинструментов. После упорного соперничества телефонов объект был продан. Но вот кому: то ли фанату Нам Джун Пайка, то ли поклоннику Йозефа Бойса, то ли человеку, озабоченному проблемой Крыма и крымских татар, — для всех осталось тайной.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+