18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фестиваль «Насими» объединил разные искусства и страны

В Баку прошел второй фестиваль «Насими — поэзия, искусство, духовность», организованный Фондом Гейдара Алиева

Фестиваль, который проходит в Баку уже второй раз, получил имя азербайджанского поэта и мыслителя XIV–XV веков Имадеддина Насими. Но не только потому, что в 2019 году Азербайджан отмечает 650 лет со дня его рождения. Наследие Насими обширно, касается самых разных проблем и кажется очень современным благодаря гуманистическому взгляду автора. В основном это любовно-философская лирика. Именно к Насими апеллируют организаторы фестиваля (его проводит Фонд Гейдара Алиева при поддержке Министерства культуры Азербайджана), отменив для фестиваля любые жанровые рамки — в него включены выставки, спектакли, концерты, литературные дискуссии. Рамки национальности или религии также отсутствуют — за четыре дня на фестивале побывали представители десятков стран мира. Главное — приблизить зрителя к пониманию собственного «я» и постижению духовности.

Значительная часть показанных на фестивале произведений искусства была создана специально для него современными художниками, которым было предложено вдохновляться поэзией Насими и его философией. Для Насими определяющими были идеи религиозно-философского течения хуруфизм, ветви суфизма, в котором создатель мыслится единым со своим творением, а духовное и материальное неразделимы. Знаменитая строка Насими «Я крупица, я светило» стала эпиграфом фестиваля.

К идеям Насими обращаются инсталляции выставки «Тайны премудрости» во дворце Ширваншахов в Старом городе Баку. Его средневековые залы, спрятанные за толстыми стенами, тесные комнатки и узкие коридоры в прошлом служили местом для ритуалов древних мистиков, стремящихся к аскезе, — изоляция заставляла тело искать свою душу. На ту же тему размышляют и современные художники из Азербайджана и Ирана. Согбенные молящиеся фигуры Сайоры Муин пустые внутри — им еще предстоит наполниться духом, а светящиеся неоном арабские буквы Самира Рамазанова отсылают к хуруфизму, в котором как звук приобретает форму буквы, так и тело получает законченность, обретая дух. К визуальным инсталляциям был добавлен саунд-арт — по-иному трудно назвать выступление ансамбля Horizonte (Германия), который в мавзолее Ширваншахов XV века представил произведение современного композитора Сальваторе Шаррино, построенное на сочетании тревожаще громких или едва слышных звуков и тишины.

Организаторы фестиваля стремились привлечь к участию как можно больше молодых, работающих в различных техниках художников из разных стран. В рамках фестиваля в Азербайджанском национальном музее ковра (его удивительное здание в виде свернутого рулона построено австрийским архитектором Францем Янсом) открылась выставка эскизов для ковров на темы поэзии Насими. В ней приняли участие художники из Азербайджана, Ирана, Италии и России, которые показали самые разные взгляды на наследие поэта — от традиционного, связанного с восточными коврами и рукописями, до авангардного, превращающего будущий ковер в агитационный плакат.

Тот же широчайший спектр стилей и приемов показал проект «Музыка в камне». В его рамках скульпторы из восьми стран получили в свое распоряжение по блоку местного песчаника, который с древнейших времен используется в архитектуре Баку (из него построена знаменитая Девичья башня XII века, им облицованы бакинские здания рубежа XIX–ХХ веков, заставляющие вспомнить парижский бульвар Османа). Музыка (звук) была воплощена в камне во всем разнообразии форм: от буквального памятника музыкальной ноте до эзотерического уха, прислушивающегося к застывшему каменному ветру (Сыхуа Циань, Китай), или мистической «бороды пророка», изрекающей истину (Алексей Врублевский, Белоруссия).

Важно отметить, что фестиваль вышел за рамки столицы Азербайджана. В историко-этнографическом заповеднике в Гала на Апшеронском полуострове, где люди жили начиная с III–II тысячелетия до н.э. (дополнительной нереальности пейзажу с жилищами и захоронениями бронзового века придают действующие нефтяные вышки с насосами-«качалками» на горизонте), проходит выставка «От отходов — к искусству». Участвующие в ней художники пользовались для создания работ только вторсырьем (проект уже несколько лет поддерживает компания, занимающаяся в Баку переработкой мусора). А в городе Шамахы (Шемаха), древней столице Азербайджана, открыт памятник Насими скульптора Решада Аликберова.

Фестиваль включал концерты — Таллинского хора мальчиков и афганского Zohra Orchestra, спектакли инклюзивного коллектива Candoco Dance Company и Национального театра провинции Аньхой из Китая. Завершился фестиваль открытием большой выставки художника Ахмета Гюнештекина (Турция) в Культурном центре Гейдара Алиева — фантастическом здании, построенном Захой Хадид, которое является ярким символом современного Баку.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+