18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Москве чествуют составителя «Корпуса русских монет» великого князя Георгия Михайловича

№77
Материал из газеты

На выставке в Музее Международного нумизматического клуба показывают 234 экспоната из собраний Исторического музея, Эрмитажа, ГМИИ, Самарского художественного музея и частных коллекций, в том числе учредителя музея, Вагита Алекперова

Выставка посвящена великому князю Георгию Михайловичу Романову (1863–1919) — выдающемуся нумизмату.  Его имя известно в основном специалистам по монетам, музейщикам и коллекционерам. Чтобы раскрыть и рассказать историю его жизни и собирательства, как рассказал куратор проекта Богдан Берковский, потребовалась кропотливая исследовательская работа, результат которой превзошел все ожидания: удалось собрать материал, и не на одну выставку.

Сын наместника на Кавказе Михаила Николаевича, брата Александра II, детские годы Георгий Михайлович провел в Тифлисе, где и увлекся монетами. Позже он рассказывал, что уже тогда его коллекция насчитывала 650 медных монет. Медных, потому что, видимо, покупал их на карманные деньги на местном базаре. 

Настоящее же увлечение началось, когда, поступив на военную службу, молодой князь переехал в Санкт-Петербург. Здесь он познакомился с братьями Толстыми, Иваном и Дмитрием, и их наставником, немцем Христианом Гилем, тоже увлеченными нумизматикой. 

Гиль стал советчиком князя в приобретении монет. За короткое время удалось собрать ценную коллекцию русских монет и даже открыть в покоях князя в Новомихайловском дворце небольшой музей (минц-кабинет), где в 1886 году побывал Александр III. Тот же Гиль навел Георгия Михайловича на идею издания полного каталога всех типов русских монет, позже получившего название «Корпус русских монет». Он представлен и на выставке вместе с отдельными редкими образцами включенных в него монет.  

Свою коллекцию князь в 1909 году решил подарить Русскому музею, но, когда началась Первая мировая, поместил ее в банковский депозитарий, словно предчувствуя надвигающиеся грозные события. Семья успела покинуть страну, а сам Георгий Михайлович был арестован и расстрелян в 1919 году в Петропавловской крепости и похоронен в общей могиле.

Дальше начинается история самой коллекции, не менее драматическая. Часть ее в 1920-е была переплавлена, несколько ценных монет попали в музеи, например первая русская золотая монета, златник князя Владимира, хранящаяся сейчас в Историческом музее. Другая часть коллекции попала за границу к наследникам. Что-то из нее было продано с торгов в Лондоне в 1950 году, а из того, что осталось, самое ценное хранится сейчас в Национальной библиотеке Парижа и в Смитсоновском институте в Вашингтоне. 

Всего на выставке 234 экспоната из собраний Исторического музея, Эрмитажа, ГМИИ,  Самарского художественного музея и частных коллекций, в том числе учредителя Музея Международного нумизматического клуба Вагита Алекперова. 

Много на выставке и интерактивных экспонатов. Есть даже голограмма девушки, одетой по моде конца XIX века и рассказывающей о своей матери, Надежде Такке, единственной в истории русской женщине-нумизмате, выпускнице Сорбонны, которая перевела «Корпус» на французский. Фотографий ее найти пока не удалось, поэтому и был придуман ход с голограммой. 

Музей Международного нумизматического клуба
Августейший нумизмат. Великий князь Георгий Михайлович. Судьба и наследие
2 октября – 31 марта

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+