Музей Ашмола изучил кулинарную сторону жизни погибшего города

№76, сентябрь 2019
№76
Материал из газеты

На выставке «Последняя трапеза в Помпеях» представлено около 300 экспонатов из примыкающих к вулкану археологических комплексов и Национального археологического музея Неаполя, многие из которых впервые покинули Италию

Вотивные дары. 360 г. до н.э. Фото: Parco Archeologico Di Paestum
Вотивные дары. 360 г. до н.э.
Фото: Parco Archeologico Di Paestum

Осенним утром 79 года н.э., когда задрожала земля, а над Везувием поднялось гигантское облако, в скромной помпейской таверне, расположившейся в небольшом винограднике, варили куриный бульон. Но отведать его так никому и не довелось: во время извержения вулкана, уничтожившего Помпеи, содержимое кастрюли полностью выпарилось.

Выставки, посвященные Помпеям, как правило, сфокусированы на ужасе последних часов города. В Музее Ашмола, напротив, решили воспеть жизнь — вином, оливковым маслом, фруктами и овощами с окружавших Помпеи плодородных склонов, рыбным соусом «гарум», козами, кроликами и курами, увековеченными в настенных росписях, блюдами, которыми потчевали гостей на роскошных пирах, простой похлебкой, которую бедняки покупали на улицах, пищей, которую подносили богам или отправляли в загробный мир вместе с усопшими.

Монохромная мозаика со скелетом с винными кувшинами. I в. н.э. Фото: Museo Archeologico Nazionale di Napoli
Монохромная мозаика со скелетом с винными кувшинами. I в. н.э.
Фото: Museo Archeologico Nazionale di Napoli

На выставке около 300 экспонатов из Национального археологического музея Неаполя и примыкающих к вулкану археологических комплексов, многие из которых впервые покинули Италию. В их числе не только скульптура, фрески, мозаики, но и трогательно обыденные артефакты, как обуглившаяся буханка хлеба, посаженная в печь в то последнее утро, бутылка загустевшего оливкового масла с едва различимым травяным ароматом. Даже куриные кости в бронзовом котелке, с которого реставратор Музея Ашмола Александра Болдуин скальпелем снимала крошечные хлопья ржавчины. Он прибыл из Неаполя вместе с другой кухонной утварью, обнаруженной в таверне с прилавком для продажи еды навынос. Бережная расчистка показала, что эта посуда, по-видимому, попала в таверну с кухни какого-то богатого дома. На части из них обнаружились дыры, заделанные свинцом или металлическими заплатками, а крышка одной из кастрюль с гвоздем вместо ручки была изготовлена из грубо обрезанного куска другой посудины.

Понятно, что где пиршества, там и злоупотребление количеством съеденного и выпитого с неизбежными его последствиями. Необычная коррозия на одном из сосудов с изящ­ными ручками и выступ на другом, видимо защищавший от брызг, дали основание Болдуин и куратору Полу Робертсу предположить, что это не кубки для вина, как считалось раньше, а ночные горшки, которые рабы подносили пирующим.

«Я всегда хотел сделать такую выставку», — говорит Робертс, чье детство прошло в маленьком английском городке, в таверне его матери, где кастрюли очень напоминали кухонную утварь из Помпей. Он уверен, что такое количество найденных артефактов, связанных с едой, не оставляет шанса утверждению, что к 79 году Помпеи уже были полузаброшенным городом. В день извержения на верхнем этаже местного лупанария (публичного дома) готовили суп из лука и бобов. Робертс с удовольствием рассматривает приехавшую из Неаполя мозаику с изображением осклабившегося скелета с двумя кувшинами вина в руках, когда-то украшавшую пол столовой лупанария. «Все мы умрем, — замечает он, — но перед этим нужно вкусно поесть». 

Музей Ашмола
Последняя трапеза в Помпеях
До 12 января 2020

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+