«Черное золото» Николая Наседкина показывают в Третьяковской галерее

№76, сентябрь 2019
№76
Материал из газеты

Уже более десяти лет художник использует нефтяную суспензию как материал для своих работ

Николай Наседкин. Объект «Светопад». 2012. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Наседкин. Объект «Светопад». 2012.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Новый проект Николая Наседкина (р. 1954) включает более 20 его произведений: живопись, графику, панно и объекты. Уже более десяти лет художник использует как материал для своих работ нефтяную суспензию, разработав специальную технику. Сам готовит смесь, заливает ею разложенные на полу листы картона, подвешивает, чтобы она стекала, затем снова раскладывает и наносит мастихином рисунок. 

Мастерская художника. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Мастерская художника.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Но это не просто техника, ноу-хау Наседкина. Нефть как тема зримо и незримо присутствует во всем, что он делает. «В сознании России нефть мифологизирована, и Николай Наседкин в своих работах исследует этот миф», — объясняет куратор выставки Кирилл Светляков. «Нефтяной» черный доминирует во всех работах на выставке: в панно «Пашня», в огромном монументалном объекте «Русская стена. Светопад» в виде черного свитка из металла со светоотражающей поверхностью, в портретах родных и даже в написанном маслом на холсте «Деде Егоре» и в рисунке карандашом «Село Алешки». 

История страны, жизнь и искусство для Наседкина неразделимы, порой даже буквально, когда даже личные вещи, как самые обычные сапоги, могут стать обрамленными в раму арт-объектами. К истории же здесь возвращают панно «Красная Москва» и лагерные портреты Варлама Шаламова. 

Николай Наседкин. «Портреты родных». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Наседкин. «Портреты родных».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Важна для Наседкина и тема памяти. Ей посвящены портреты родных, «Дом», то же «Село Алешки». В них он мысленно возвращается в родное село в Воронежской области, давно покинутое им. А затем едет туда и снимает фильм «Родня»: кадры из него есть на выставке. Вот что рассказывает Наседкин: «Это своего рода ви­деодневник моей поездки к родным. Я писал их портреты и понял, что мало знаю о своих ближайших и тем более дальних родственниках. Поколения два-три назад — и все. Я поехал в места, где родился, и не узнал их. Они заросли травой, камышом, кустарником. Близкие отношения с родными утрачены. Жизнь из этих мест ушла... И вернется ли?»

Государственная Третьяковская галерея
Николай Наседкин. Нефть. Личная история
18 сентября – 10 ноября

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+