18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галерея коллекционного дизайна Mirra открылась в Москве

Дебютировавшая стендом на ярмарке Cosmoscow, новая галерея теперь открылась на постоянном месте выставкой работ классика итальянского дизайна Джо Понти и его друзей и единомышленников

Открывшаяся в неожиданном (для галереи дизайна ХХ века) месте — палатах Гранатного двора XVII века на Спиридоновке, галерея коллекционного дизайна Mirra своей выставкой «Gio Ponti & Amici. Легенды итальянского дизайна» сразу же взяла самую высокую планку.

«Героем первой выставки мы выбрали Джо Понти, — объясняет основательница галереи Ирина Могилатова. — Он внес огромный вклад в развитие и популяризацию итальянской архитектуры и дизайна. Он не только строил небоскребы, проектировал мебель и орнаменты. Он открывал новые имена, продвигал своих талантливых единомышленников и их идеи».

За последний год произошло несколько событий, которые привлекли к Джо Понти (и так, наверное, самому известному дизайнеру Италии середины ХХ века) дополнительное внимание. В Музее декоративного искусства в Париже прошла грандиозная ретроспектива, на которой были представлены уникальные предметы, собранные по всему миру — в том числе и у наследников великого дизайнера и архитектора. Кроме того, с феноменальным успехом (распроданы все предметы, и все — с повышением цены) Phillips в Лондоне провел аукцион предметов, созданных Джо Понти и его друзьями для миланских апартаментов, вошедших в историю как Casa di Fantasia.

На выставке в галерее Mirra представлено более 20 уникальных предметов восьми дизайнеров, создавших славу итальянского послевоенного дизайна, с 1940-х до 1970-х, сгруппированные по трем залам. Как объясняет Ирина Могилатова, все они связаны друг с другом, в экспозиции использованы мотивы орнаментов, разработанных Джо Понти, и оттенки, популярные в ту эпоху. Можно увидеть кресла Мелькьорре Бега, которые существуют в единственном экземпляре, — они были сделаны для виллы итальянского промышленника в Тоскане. Или письменный стол Джо Понти — это редчайшая вещь, сделанная для фабрики Rima. Такой, с желтой столешницей, недавно выставлялся в Париже. В галерее представлен экземпляр с красной столешницей.

Франко Альбини начинал в мастерской Джо Понти. Хотя называть его учеником Понти не принято, их имена ныне равно велики. На выставке показано знаменитое кресло Альбини Fiorenza, причем из первого выпуска — а это имеет (как и в случае с фотографией или тиражной графикой) огромное значение. Кстати, пара табуретов Понти 1950-х годов, знаковые предметы на выставке, — тоже из первого выпуска. Невозможно было обойтись без Освальдо Борсани, который является ключевой фигурой итальянского дизайна и архитектуры. Показаны его кресла 1940-х годов, созданные до индустриального бума (в этот период дизайнерская мебель делалась не на фабриках, а вручную, в небольших мастерских, — отсюда соответствующее качество). «Все богатые миланские дома в 1940-х были обставлены мебелью Борсани или Понти, — рассказывает Ирина Могилатова. — Обстановка такой гостиной тогда была сопоставима по стоимости с поместьем с виноградниками в Тоскане». Борсани осуществил настоящую революцию в дизайне в моделях для своей фабрики Tecno — выпускал трансформируемую мебель, а когда в 1950-х началось массовое производство телевизоров, разработал компактные аскетичные диваны, чтобы сидеть перед экраном (разительно отличающиеся от располагающей к релаксу мягкой мебели до-телевизионной эпохи).

Невозможно не упомянуть Гаэ Ауленти (представлено ее кресло-качалка) — это одна из немногих женщин-архитекторов своего времени с мировым именем, Пьеро Форназетти, покрывавшего сюрреалистическими орнаментами любые поверхности, Макса Ингранда и Анджело Лелли, работавших со светом.

В галерее не ограничиваются выставками: запущена большая образовательная программа, в рамках которой для чтения лекций приедут кураторы и эксперты в области коллекционного дизайна. В Москве уже побывал Пьермария Скальола, эксперт по коллекционной мебели, а на открытие приехала Кьяра Спангаро, историк искусства и куратор многих выставок, посвященных дизайну и архитектуре. В частности, вместе с легендарным куратором, идеологом движения арте повера 1960–1970-х Джермано Челантом она возглавляла с 2009 по 2012 год департамент искусства и архитектуры Миланской триеннале, а в этом году курировала выставку-ретроспективу Джо Понти в Музее декоративного искусства в Париже. «То, что вы видите здесь, в галерее, — это заслуга Ирины, которая нашла уникальные вещи и экспертов самого высокого класса, как Вальтер Мондавильи и Пьермария Скальола, — рассказала Кьяра Спангаро. — Ей же принадлежала идея образовательной программы, чтобы предложить еще и культурный инструмент для оценки его новаторства и тесной связи с послевоенной архитектурой Италии». Сама Кьяра Спангаро свою лекцию, которая прошла в «Гараже», посвятила Джо Понти.

В дальнейших планах галереи — выставки мастеров европейского дизайна ХХ века и конкурс для молодых предметных дизайнеров России.

Выставка «Gio Ponti & Amici. Легенды итальянского дизайна» работает до 31 октября, посещение по вторникам и четвергам по предварительной записи.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
4
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
5
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
6
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
7
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+