18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Зал имени Георгия Костаки открыли в Третьяковской галерее

Постоянная экспозиция будет обновляться, чтобы представить наследие коллекционера Георгия Костаки во всей полноте

Зал № 6 в Новой Третьяковке на Крымском Валу стал именным залом знаменитого коллекционера Георгия Костаки, собиравшего авангард и произведения советских неофициальных художников. В нем, а также в прилегающих залах № 7, 10 и 25 представлено свыше полусотни произведений из более чем 800, переданных Костаки в музей перед отъездом в Грецию в 1977 году. На презентации экспозиции побывали несколько членов семьи Костаки, включая правнуков, а также посол Греции в РФ.

Всего в Третьяковскую галерею было передано 142 картины и 692 графические работы. Однако, как рассказала нашему изданию Ирина Пронина, старший научный сотрудник ГТГ, занимающаяся коллекцией Костаки, собрать ее целиком в этих залах было невозможно. Коллекционер обладал исключительным художественным чутьем, и среди собранных им вещей есть картины, которые стали визитными карточками ряда художников. Так что часть дара Костаки по-прежнему украшает залы Филонова, Татлина и других.

Таким образом, на сегодня здесь представлено около 50 работ, причем экспозиция, что нетипично для Третьяковки, смешанная — это живопись и графика. Также непривычно видеть развеску в несколько рядов. По словам Прониной, это экспериментальный подход к созданию экспозиции, совмещающий классические музейные принципы с ориентацией на личность коллекционера. Среди графических листов, показанных на открытии, — знаменитый автопортрет Малевича (1910), выполненный гуашью и поэтому обычно не представленный в постоянной экспозиции. Ирина Пронина рассказала, что развеску графики будут регулярно менять согласно требованиям к ее сохранности, что позволит представить графическое наследие Костаки во всей полноте. На время выставок живопись будет заменяться работами из фондов. Таким образом, экспозиция будет постоянно эволюционировать.

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала, что идея создания подобной мемориальной зоны возникла у специалистов после ретроспективы «Выезд из СССР разрешить…» к 100-летию Костаки, прошедшей здесь в 2014–2015 годах.

Центральной точкой шпалерной развески на одной из стен зала № 6 стал портрет самого собирателя, преподнесенный его дочерьми Алики и Натальей специально в честь этого события. Живописный портрет кисти Отари Кандаурова (1970–1971) занял место среди полотен авангардистов. Ранее он висел в их семейной гостиной. Директор музея подчеркнула, что это поразительное и крайне отрадное продолжение традиций потомками дарителя.

Дочь коллекционера Алики Костаки, в свою очередь, поблагодарила ГТГ. «Все эти годы я с огромной болью следила, как выставлялись наши работы за рубежом без указаний, что это дар Костаки галерее», — сказала она, выразив радость по поводу того, что произведениям наконец-то возвращен провенанс. На вопрос нашего издания, чего, по ее мнению, не хватает для увековечивания памяти ее отца, Алики Костаки ответила, что сделано уже практически все возможное и очередь теперь только за изданием каталога-резоне собрания Костаки как единого целого. Планы его публикации уже есть.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+