18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Арт-квартал вырос в Гостином Дворе

№76
Материал из газеты

В 300 метрах от Кремля начал работу новый культурный кластер. Среди его резидентов есть и антикварные галереи, ранее располагавшиеся в ЦДХ

Работа арт-квартала ведется Региональным фондом поддержки художественных проектов в партнерстве с МВО «Манеж» (фонд является основным арендатором помещений, занимаемых различными культурными институциями). Активное участие в этом принял экс-директор Центрального дома художника Василий Бычков, когда стало ясно, что его проектам — ярмаркам искусства, книг и архитектуры — и его субарендаторам — антикварным галереям — придется прокинуть ЦДХ. Тогда мэр Москвы распорядился предложить галереям разместиться в Гостином Дворе. В результате тут создан «Арт-квартал „Гостиный Двор“», который включает в себя не только переместившиеся из ЦДХ галереи и присоединившихся к ним новичков, но и уже существовавшие тут Музей моды и Музей истории Гостиного Двора. К ним скоро добавятся магазины культтоваров и арт-кафе. Формы деятельности и собственности у всех разные, но концепция — создать своеобразный город в городе — единая.

«На сегодняшний день здесь 28 культурных резидентов, в том числе 18 художественных галерей, 12 из них переехали из ЦДХ, — рассказал Василий Бычков. — Ни для кого из переехавших сюда с Крымской набережной арендная плата не повысилась. Арендаторов, не имеющих отношения к культуре, никто не выгоняет, но я надеюсь, что года через три примерно половина арендаторов уже будет профильной». 

На первом и втором этажах сейчас открыты галереи, которые в значительной степени определяют лицо антикварной Москвы: «Кардашиди-Арт» и «Арт-Союз», «Веллум» и делящая с ней площадку «Русская усадьба», галереи «Русский авангард 10–30-х годов», «Гала», «Три коллекции» и «Ваш антиквар».

В атриуме будут проходить основные ярмарки компании «Экспо-парк», которые раньше были в ЦДХ: Российский антикварный салон (дважды в год; международной ярмарки RAAF в Манеже в ближайший год не будет), «АРХ Москва» и non/fiction. На той же площадке проходят ярмарки других организаторов, в том числе Cosmoscow и Da!Moscow, — всего около 20 проектов, связанных с искусством и культурой (хотя есть и вовсе с ними не связанные типа «Атомекс»).

Программа мероприятий в атриуме Гостиного Двора планируется чуть ли не на годы вперед (и арендная плата соответствует местоположению), однако в сентябре тут откроются дополнительные выставочные пространства — два небольших зала на нижнем уровне. В них могут выставляться те, кого традиционно показывали в ЦДХ: художники, дизайнеры и фотографы; есть заявки на выставки от антикварных галерей. Уже действует Архитектурный клуб и планируется дизайнерский. В Гостином Дворе расположены штаб-квартиры Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров и Гильдии оценщиков (давно созданная, она пока не вела реальной деятельности, но планирует активизироваться).

Несмотря на прелести местоположения и мощные планы, далеко не все галеристы из ЦДХ перебрались на Ильинку. Несколько крупных галерей из тех, кто занимал ВИП-зону Российских антикварных салонов, переместились в уже существующие галерейные центры, усилив их. Например, Галерея Елены Зениной, которая занимается советским фарфором, в сентябре открывается в центре «Артефакт» на Пречистенке (кстати, именно оттуда в Гостиный Двор переехала Любовь Агафонова с ее галереей «Веллум»). Салон «Бельведер» влился в состав Антикварного центра на Садовом (Садово-Кудринская ул., д. 25), где среди соседей есть, например, Галерея Леонида Шишкина. Галерея «Кабинетъ» и одноименный аукционный дом вернулись к истокам — в галерею «Дача» в подмосковной Жуковке. Один из лидеров московского антикварного рынка галерея «Элизиум» в сентябре открывает выставочное пространство в особняке в Гороховском переулке. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+