18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вязаные картины Розмари Трокель согреют души московских феминисток

№76
Материал из газеты

Звезду современного искусства представят на ее первой выставке в Москве, в Мультимедиа Арт Музее

Розмари Трокель (р. 1962) — часть современного мирового художественного и общественного ландшафта. Участница выставок Documenta и Венецианских биеннале, она одна из самых коммерчески успешных художниц в мире. В 2012 году ее вязаная картина «Сделано в Западной Германии» была продана на ярмарке Art Basel за $1 млн. Через два года вязаная работа «Без названия» достигла на аукционе Sotheby’s почти $5 млн. Одну из своих ранних работ художница назвала «Я всегда хотела хоть как-то выделиться». Это ей удалось в полной мере.

С начала 1980-х, покончив с учебой в Высшей академии изящных искусств в Кельне, Трокель занялась графикой, видео, иллюстрацией, скульптурой, инсталляциями. Но известность ей принесли вязаные картины большого формата, которые можно увидеть и на московской выставке. Это полотна, созданные из разноцветной шерсти при помощи вязальной машины. «Жизнь — это как вязать чулки», — провозгласила художница. Другой источник вдохновения Розмари Трокель — кухонные конфорки, четыре идеальных черных круга на белой поверхности. В этом есть тонкая ирония: мир искусства, по преимуществу мужской, считает рукоделие женским занятием, не имеющим права на высокий художественный статус, — так я заставлю вас уважать женский освобожденный арт-труд! В 1990 году Трокель создала шедевральный объект «Рисовальная машина» — конструкцию, отдаленно напоминающую ткацкий станок, то есть женское орудие труда. Он приводил в движение 56 кисточек из прядей волос разных художников. Мужчин, разумеется. Процесс рисования «художника-гения» был снят на видео. Рисунки антигендерной машины Трокель также сохранила и выставляет. 

Основа нынешней выставки — рисунки, которые могут иметь как самостоятельное значение, так и быть скетчами, записями наблюдений и идей. Из самых известных — женский портрет «Без названия» (1978), возможно автопортрет в ходе поисков «вязаного стиля». Мужчин Трокель не любит — на их лицах хорошо заметны следы физических и моральных дефектов. Голова на рисунке «Лежащий обнаженный» прикрыта чем-то вроде накидки. «Сиеста» еще обиднее для сильного пола: юноша уснул на диване, оставив на полу автоматическую винтовку; рукой он вроде бы ее придерживает — но не удержит.

Самый трогательный рисунок — «Без названия» — также относится к 1990 году. На женщину смотрят четыре глазницы кухонной плиты. Прошло почти тридцать лет. Неужели ничего не изменилось, и кухня по-прежнему порабощает женщин? Вот в чем вопрос, как говорил Шекспир устами принца Гамлета в Кронборге, а теперь художница Розмари Трокель в Москве. Соорганизаторами выставки выступили Институт связей с зарубежными странами из Штутгарта и Гете-институт. Они показывают только звезд. 

Мультимедиа Арт Музей, Москва
Розмари Трокель
18 сентября – 17 ноября

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
6
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
7
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+