18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Круги жизни и смерти Всеволода Петрова

В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме проходит выставка, посвященная искусствоведу и мемуаристу Всеволоду Петрову и его участию в формировании ленинградской культуры 1930–1970-х годов

Выставка в Фонтанном доме стала продолжением проекта «Всеволод Петров и колесо ленинградской культуры», показанного в прошлом году в московской «Галеев-галерее». Всеволод Петров, известный ленинградский искусствовед, ученик и друг Николая Пунина, многолетний сотрудник Русского музея. Был знаком с ленинградскими художниками и поэтами разных эпох, стилей и направлений. Музей Анны Ахматовой, сохраняя общий замысел московской экспозиции, существенно изменил ее и дополнил обширным материалом из собственных фондов и собраний петербургских коллекционеров.

«Выставка в „Галеев-галерее“ нас буквально раззадорила, потому что это же наш, родной материал, — рассказала Жанна Телевицкая, заведующая отделом выставок и проектов Музея Ахматовой. — Это наш, родной персонаж — по кругу знакомств, и по эпохе, и по всем связям: с Пуниным, Кузминым, Хармсом, Ахматовой. Но мы не стали повторять московскую выставку, тем более что в нашем музее есть уникальные материалы, мало известные широкой публике, и обращение к жизни Всеволода Петрова дает возможность их показать».

Экспозиция в Фонтанном доме построена по принципу «кругов» — дружеских, профессиональных, семейных, любовных. Особая тема — круг Михаила Кузмина, с которым в период с 1933 по 1936 год Всеволод Петров общался практически ежедневно. Круг Кузмина представлен его собственной графикой, рисунками Юрия Юркуна (музей обладает большой коллекцией его произведений) и Ольги Гильдебрандт, в том числе портретами Петрова, выполненными разными художниками в разные годы. Круг Даниила Хармса — фотографиями, рукописями, уникальной афишей выступления обэриутов «Три левых часа». Всего из коллекции Музея Ахматовой в выставке участвует около сотни предметов — практически половина всех экспонатов, остальные приехали из Москвы. 

Представлены и художники, с которыми Всеволод Петров дружил, о ком он писал, чье творчество исследовал. В большом зале музея показаны многочисленные работы Татьяны Глебовой, Владимира Лебедева, Анны Лепорской, Герты Неменовой, Алисы Порет, Владимира Стерлигова, Николая Тырсы и многих других. На выставку в Фонтанном доме вещи из своих коллекций предоставили Владимир Березовский, Николай Кононихин, Наталья Корнилова, Леонид и Анна Франц, Андрей Харшак. 

«Мы хотели показать самого Петрова через эпоху, но получилось, что и эпоха предстала через него, — говорит Жанна Телевицкая. — Это две взаимопроникающие темы, ведь смертельные снаряды той эпохи ложились рядом, он чудом избежал ареста». 

Чудо, сохранившее жизнь Всеволода Петрова, называлось «папа»: Николай Николаевич Петров был крупнейшим хирургом-онкологом. Вокруг Всеволода шли аресты, и, когда он пишет Татьяне Глебовой: «Все мои друзья исчезли», — это не преувеличение. Расстреляны поэт-футурист Бенедикт Лившиц и писатель, график Юрий Юркун; жена Лившица Екатерина сослана в лагерь; арестован и вскоре умирает в тюремной больнице Даниил Хармс. Обо всех друзьях, составлявших цвет ленинградской культуры, Всеволод Петров оставил записки и воспоминания. А они запечатлели его в своих работах, многие из которых сейчас можно увидеть в Большом зале Музея Ахматовой.

До 23 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+