18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Cosmoscow 2019: опять перестройка?

В архитектурном решении пространства седьмого выпуска московской ярмарки современного искусства использованы строительные леса — как образ роста и трансформации

Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow пройдет в седьмой раз, в Гостином Дворе с 6 по 8 сентября. В этом году организаторам удалось сохранить значительное по московским меркам число участников, впервые достигнутое в прошлом году, — 70 галерей. Среди них немало зарубежных, в том числе австрийская Georg Kargl Fine Arts, Giorgio Persano из Италии, Galerie Frank Elbaz из Франции (привезет в Москву в том числе работы Дмитрия Пригова), немецкая Peres Projects и эстонская Temnikova & Kasela. Многие галеристы участвуют в Cosmoscow не первый раз, а значит, довольны результатами прошлых ярмарок.

Как рассказала основатель и идейный вдохновитель Cosmoscow Маргарита Пушкина, суммарная выручка участников в 2018 году составила €1,3 млн, что на 6,7% больше, чем в 2017-м. Всего за четыре дня работы ярмарку посетило 19 тыс. человек. Кроме того, она привела любопытные данные исследования, проведенного вместе с аналитическим проектом InArt: среднее значение суммы продаж составило €21,5 тыс., но 14 галерей продали на сумму, превышающую €30 тыс. Это полностью совпадает с впечатлениями от прошлогодней ярмарки, где заметно превалировало молодое искусство как раз по таким ценам — €20–30 тыс. 

Организаторы ярмарки уже шесть лет подряд (Cosmoscow была основана в 2010 году, но перезапуск состоялся в сентябре 2014-го, и с тех пор мероприятие проходит ежегодно) делают все возможное для того, чтобы улучшить показатели — по количеству участников, продажам и насыщенности программы. Так, в прошлом году ярмарка обзавелась сразу тремя новыми секциями: Editions для галерей тиражного искусства, Design для тех, кто специализируется на коллекционном дизайне, и Frame для участников, отказавшихся от привычного формата постоянно действующей выставочной площадки. 

В этом году тоже обещают много нового. Например, у Cosmoscow появился арт-директор (по образцу крупных международных ярмарок). Эта должность досталась Саймону Рису, куратору проектов, связанных с посткоммунистической Европой, бывшему программному директору (2011–2013) музея декоративно-прикладного и современного искусства MAK в Вене. Рис будет осуществлять общее художественное руководство ярмаркой, а также разрабатывать и развивать основную и образовательную программы. Кстати, приглашенной звездой Cosmoscow Talks станет один из лидеров итальянского художественного движения арте повера Микеланджело Пистолетто, его привезет туринская галерея Giorgio Persano.

В этом году на ярмарке Cosmoscow чествуют как раз Италию. Одна из секций ярмарки с говорящим названием Focus каждый год посвящена галереям какой-либо страны, и, вслед за норвежцами и бельгийцами, в 2019-м пришла очередь итальянских галерей. Между тем они в Москве показывают работы российских художников (почти парадокс).

Впервые в ярмарке Cosmoscow участвует Музей современного искусства «Гараж», разу­меется не в коммерческой секции галерей, а среди спецпроектов. На его стенде можно увидеть материалы из архива Влада Мамышева-Монро, которому осенью исполнилось бы 50 лет. Таким образом музей презентует онлайн-платформу RAAN (сеть архивов российского искусства), а также сайт, созданный фондом художника. Подробнее об этом расскажет куратор архива «Гаража» Саша Обухова на Cosmoscow Talks. 

Справка

Маргарита Пушкина
Основатель, директор ярмарки Cosmoscow

Год от года мы активно укрепляем международную составляющую проекта. В 2019 году, помимо российских галерей, на ярмарке представлены участники из Австрии, Бельгии, Германии, Италии, США, Франции и других стран. Мы сделали еще несколько важных шагов в этом направлении. Новым арт-директором Cosmoscow стал Саймон Рис, а куратором нашего аукциона Off White, собравшего в июне этого года €104 тыс., выступил Николаус Шафхаузен (бывший куратор Кунстхалле в Вене). За последние два года самостоятельной жизнью зажил фонд Cosmoscow. На сегодняшний день у него за плечами уже целый ряд достижений, которые могут служить поводом для гордости. Благодаря фонду теперь в собрании Третьяковской галереи находятся работы Андрея Кузькина, а коллекция Пушкинского музея пополнилась работами Таус Махачевой. Работа Таус под названием «Кольцевая», созданная в прошлом году в рамках проекта «Художник года» Cosmoscow, недавно приняла участие в 12-й Каунасской биеннале. 

Я очень рада тому, что в этом году, помимо сильной галерейной программы, «Музеем года» Cosmoscow стал Московский музей современного искусства, отмечающий 20-летний юбилей. Мы сотрудничаем с 2015 года. На этот раз акцент сделан на пополнение коллекции музея, которое будет происходить из двух источников. Один из них — ежегодный дар фонда Cosmoscow. Второй источник — государственные закупки этого года в фонды музея у галерей — участницCosmoscow.

одготовлена очень интересная образовательная программа Cosmoscow Talks. В ней примет участие, например, легендарный итальянский художник Микеланджело Пистолетто. Для детей открыта детская площадка Cosmoscow Kids by MMOMA Kids. Фонд Cosmoscow представит целый ряд арт-проектов, созданных специально к ярмарке. К их числу относятся проекты «Художника года» — дуэта «МишМаш», «Институции года» — ЦСИ «Заря» и обладательницы гранта Ruinart Art Patronat Марии Агуреевой. В рамках ярмарки состоится премьера фильма Евгения Гранильщикова Drame, который был создан на средства, собранные фондом. Это получасовое видео о границах документального кино и о череде случайностей, которые собираются в рассказ, экспериментирует с киноязыком. Выставка «Искусственный взгляд», объединившая работы из частных коллекций современного искусства и поделенная на две части, позволяет сравнить произведения, отобранные куратором и искусственным интеллектом. Наш генеральный партнер Qatar Airways будет представлен выставкой «Белое солнце» — работами фотографов, так или иначе связанных с историческим контекстом Катара.

Еще…
Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+