Вся зелень мира

В Фонде Cartier исследуют связь человечества и деревьев

Кадр из фильма Реймонда Депардона. Фото: Fondation Cartier
Фабрис Ибер. «Пейзаж измерений». Фото: Fondation Cartier
Себастьян Мехиа. Фото из серии «Почти оазис». Фото: Fondation Cartier
Салим Карами. «Без названия». Фото: Fondation Cartier
Здание Фонда Cartier в Париже. Фото: Fondation Cartier
Кадр из фильма Реймонда Депардона.
Фото: Fondation Cartier
Фабрис Ибер. «Пейзаж измерений».
Фото: Fondation Cartier
Себастьян Мехиа. Фото из серии «Почти оазис».
Фото: Fondation Cartier
Салим Карами. «Без названия».
Фото: Fondation Cartier
Здание Фонда Cartier в Париже.
Фото: Fondation Cartier

Парижский Фонд современного искусства Cartier представил грандиозную и по концепции, и по содержанию выставку Trees («деревья» — англ.), где кураторы Брюс Альбер, Эрве Шанде и Изабель Годефруа объединили плоды творчества художников с трудами философов и последними научными исследованиями ботаников. 

Экспозиция выстроена вокруг нескольких крупных блоков произведений, которые посвящены всей возможной флоре в мире. Здесь можно увидеть графику, живопись, фотографии, дневники, научные работы, фильмы, аудио- и видеоинсталляции, созданные художниками (и не только) из Латинской Америки, Европы, США, Ирана и даже коренных общин, таких как нивакле и гуарани в Парагвае и индейцев яномами из центральной области лесов Амазонки. 

Из особенно впечатляющих работ — инсталляция ботаника Стефано Манкузо, пионера нейробиологии растений и защитника концепции растительного интеллекта, в сотрудничестве с голландским художником Тайсом Бирстекером, которая позволяет деревьям «говорить». С помощью ряда датчиков специальная программа выявляет реакцию растений на окружающую среду, загрязнение, а также позволяет визуализировать феномен фотосинтеза, корневую связь и память, буквально делая невидимое видимым. Среди других интересных произведений — заметки ученого-путешественника Фрэнсиса Алле, фильм Реймонда Депардона о жизни платанов и дубов, пышные пейзажи бразильского художника Луиса Зербини, призрачные силуэты высоких деревьев Джоанны Калле, проект архитекторов Чезаре Леонарди и Франки Стаги с их собственной типологией деревьев, их оттенков и цветовых вариаций для проектирования городских парков, а также работы художника-парадоксалиста Фабриса Ибера, который посадил около 300 тыс. семян деревьев в долине Ванде во Франции и демонстрирует живописные наблюдения за своими селекционерскими экспериментами. Из громких имен следует отметить Тони Оуслера с его видеоинсталляцией, Аньес Варда и специально созданный ею для проекта Trees фильм, архитектурное бюро Diller Scofidio + Renfro (авторы проекта парка «Зарядье») с видеоработой Exit. Странно, если бы в проекте о деревьях не появился главный воспеватель их красоты, внешней и внутренней, — Джузеппе Пеноне. Его скульптуры разместили в саду фонда, что само по себе символично: легендарный Жан Нувель создал проект Фонда Cartier как «стеклянный дворец посреди зеленого леса», тем самым лесом в итоге стал сад, созданный архитектором Лотаром Баумгартеном. Теперь его частью стали и деревья Пеноне. 

Выставка совмещает науку и искусство, то есть затрагивает почти все важные аспекты жизни человека, при этом позволяя в новом свете взглянуть на самых старых представителей живого мира планеты — первый известный ископаемый образец растения датируется 385 млн лет назад, в то время как человеческая особь существует, как утверждают ученые, всего 300–400 тыс. лет. Кураторы пытались сделать акцент на том, как сильно человек связан с растительным миром и как мало при этом о нем знает. Этот проект Фонда Cartier вполне можно считать самостоятельным и довольно серьезным исследованием, чем редко могут похвастаться институции, созданные крупными брендами. 


«Деревья»
Фонд современного искусства Cartier,
Париж, бульвар Распай, 261 
До 10 ноября 2019

Новости партнеров

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
7
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+