18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Вся зелень мира

В Фонде Cartier исследуют связь человечества и деревьев

Парижский Фонд современного искусства Cartier представил грандиозную и по концепции, и по содержанию выставку Trees («деревья» — англ.), где кураторы Брюс Альбер, Эрве Шанде и Изабель Годефруа объединили плоды творчества художников с трудами философов и последними научными исследованиями ботаников. 

Экспозиция выстроена вокруг нескольких крупных блоков произведений, которые посвящены всей возможной флоре в мире. Здесь можно увидеть графику, живопись, фотографии, дневники, научные работы, фильмы, аудио- и видеоинсталляции, созданные художниками (и не только) из Латинской Америки, Европы, США, Ирана и даже коренных общин, таких как нивакле и гуарани в Парагвае и индейцев яномами из центральной области лесов Амазонки. 

Из особенно впечатляющих работ — инсталляция ботаника Стефано Манкузо, пионера нейробиологии растений и защитника концепции растительного интеллекта, в сотрудничестве с голландским художником Тайсом Бирстекером, которая позволяет деревьям «говорить». С помощью ряда датчиков специальная программа выявляет реакцию растений на окружающую среду, загрязнение, а также позволяет визуализировать феномен фотосинтеза, корневую связь и память, буквально делая невидимое видимым. Среди других интересных произведений — заметки ученого-путешественника Фрэнсиса Алле, фильм Реймонда Депардона о жизни платанов и дубов, пышные пейзажи бразильского художника Луиса Зербини, призрачные силуэты высоких деревьев Джоанны Калле, проект архитекторов Чезаре Леонарди и Франки Стаги с их собственной типологией деревьев, их оттенков и цветовых вариаций для проектирования городских парков, а также работы художника-парадоксалиста Фабриса Ибера, который посадил около 300 тыс. семян деревьев в долине Ванде во Франции и демонстрирует живописные наблюдения за своими селекционерскими экспериментами. Из громких имен следует отметить Тони Оуслера с его видеоинсталляцией, Аньес Варда и специально созданный ею для проекта Trees фильм, архитектурное бюро Diller Scofidio + Renfro (авторы проекта парка «Зарядье») с видеоработой Exit. Странно, если бы в проекте о деревьях не появился главный воспеватель их красоты, внешней и внутренней, — Джузеппе Пеноне. Его скульптуры разместили в саду фонда, что само по себе символично: легендарный Жан Нувель создал проект Фонда Cartier как «стеклянный дворец посреди зеленого леса», тем самым лесом в итоге стал сад, созданный архитектором Лотаром Баумгартеном. Теперь его частью стали и деревья Пеноне. 

Выставка совмещает науку и искусство, то есть затрагивает почти все важные аспекты жизни человека, при этом позволяя в новом свете взглянуть на самых старых представителей живого мира планеты — первый известный ископаемый образец растения датируется 385 млн лет назад, в то время как человеческая особь существует, как утверждают ученые, всего 300–400 тыс. лет. Кураторы пытались сделать акцент на том, как сильно человек связан с растительным миром и как мало при этом о нем знает. Этот проект Фонда Cartier вполне можно считать самостоятельным и довольно серьезным исследованием, чем редко могут похвастаться институции, созданные крупными брендами. 


«Деревья»
Фонд современного искусства Cartier,
Париж, бульвар Распай, 261 
До 10 ноября 2019

Новости партнеров

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+