18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Лондонская Национальная галерея хочет купить шедевр Джентилески

Если сделка состоится, картина Орацио Джентилески «Нахождение Моисея» стоимостью несколько десятков миллионов фунтов станет самым дорогим приобретением какого-либо из британских музеев за последнее десятилетие

Лондонская Национальная галерея, вероятно, купит поздний шедевр Орацио Джентилески «Нахождение Моисея», который сейчас экспонируется в музее. Картину предоставил музею во временное пользование анонимный частный коллекционер. По всей видимости, это Грэм Киркхэм, основатель компании DFS, специализирующейся на продаже диванов и другой мягкой мебели.

74-летний миллиардер сейчас распродает часть своей коллекции. На торгах Sotheby’s 3 июля он анонимно продал пять произведений старых мастеров — Гейнсборо, Лиотара, Лисса, Риберы и Ютеваля — на общую сумму £26 млн. Sunday Times в последнем списке самых богатых людей Великобритании оценивает его состояние в £1,15 млрд.

Киркхэм купил «Нахождение Моисея» (начало 1630-х) Джентилески в 1995 году на торгах Sotheby’s из коллекции замка Ховард, йоркширского родового поместья семейства Ховардов. Он заплатил за картину £5 млн — по тем временам это была очень большая сумма. Известно, что незадолго до торгов Национальная галерея пыталась договориться о покупке произведения, но безуспешно.

Нынешний ценовой рекорд Джентилески был установлен три года назад на Sotheby’s, когда его картина «Даная» (меньше размером, тем не менее весьма важная) была продана за $30 млн. Это позволяет предположить, что стоимость «Нахождения Моисея», очень большой работы трехметровой ширины, на сегодняшний день может составлять несколько десятков миллионов фунтов.

У Национальной галереи есть доступ к средствам ее «Американских друзей», основным источником которых является эндаумент Дж. Пола Гетти; кроме того, она может обратиться к благотворительной организации Art Fund, помогающей государственным музеям делать приобретения. Собирать необходимую сумму самостоятельно ей было бы трудно, хотя налоговые льготы, связанные с продажей произведения государственному музею, могут снизить его стоимость.

Если сделка все-таки состоится, картина Джентилески, видимо, станет самым дорогим приобретением какого-либо из британских музеев с тех пор, как лондонская Национальная галерея и Национальные галереи Шотландии совместно купили два полотна Тициана, изображающих богиню Диану.

Картина «Нахождение Моисея» на библейский сюжет о дочери фараона, нашедшей в реке корзину с младенцем Моисеем, — позднее произведение Орацио Джентилески (1563–1639), итальянского последователя Караваджо, знакомого с ним по Риму. У полотна очень убедительный провенанс. В 1626 году Джентилески переехал в Лондон по приглашению герцога Бекингема, первого министра короля (художник приехал вместе с дочерью Артемизией — сейчас одной из самых востребованных «старых мастериц»). Карл I заказал «Нахождение Моисея» для своей жены Генриетты-Марии на рождение их сына, будущего Карла II. Королева повесила картину в Большом зале Квин-Хауса в Гринвиче.

После падения монархии картина покинула королевскую коллекцию, однако в 1660 году ее вернули Генриетте-Марии. Затем полотно вывезли во Францию, где позднее оно вошло в собрание Филиппа I, герцога Орлеанского. В 1798 году «Нахождение Моисея» было выставлено на продажу в Лондоне (как работа Веласкеса) вместе с другими произведениями из герцогской коллекции и приобретено для замка Ховард, где затем и находилось на протяжении почти 200 лет.

В 1999 году в Национальной галерее прошла выставка, посвященная «Нахождению Моисея». Ее организовал Габриеле Финальди, в то время работавший в музее куратором, а с 2015 года занимающий пост его директора. Между этиами двумя должностями он успел поработать заместителем директора в мадридском Прадо, в собрании которого находится более поздняя версия картины Джентилески, подаренная Филиппу IV. Неудивительно, что Финальди играет ключевую роль в предстоящем приобретении.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+