Избранному верить

№76, сентябрь 2019
№76
Материал из газеты

Издание «Российская архитектура. Новейшая эра» включает лучшее и важнейшее за последнее 30-летие

Российская архитектура. Новейшая эра. 1989–2019 / М., 2019. 208 с.
Российская архитектура. Новейшая эра. 1989–2019 / М., 2019. 208 с.

Сборник этот анонсирован как популярное издание. Хотя кажется, что книга, составленная по инициативе и при содействии архитектурных организаций, выпущенная тиражом в 1 тыс. экземпляров и распространяемая среди профессионального сообщества, ему и предназначена. Однако она доступна каждому, пожелавшему узнать, какие события кажутся архитекторам важными, какие постройки они считают лучшими (отбор опирался на оценки профессионалов).

Книга — часть проекта, придуманного архитекторами Андреем и Никитой Асадовыми. Их первое печатное произведение неоригинально по дизайну и до обидного слабо иллюстративно. В основном объекты представлены небольшими, плохо отпечатанными фотографиями. Зато здесь есть полемичность, живое слово — отчего приходит ощущение если не полной объективности, то попытки ее найти.

Архитектурное бюро Asadov. Научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии. Москва, 2011
Архитектурное бюро Asadov. Научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии. Москва, 2011

В плане книга проста: материал разбит на три раздела по десятилетиям, внутри каждого — по годам. Эти периоды охарактеризованы несколькими архитекторами. Первый, 1989–1999 годов, Евгений Асс считает самым успешным: тогда «выстраивались идеи независимой архитектуры». Потом началось, как признается Александр Скокан, «время больших разочарований»: надежды на независимость таяли. Но Сергей Скуратов и Антон Надточий уверены, что в 2000-е строительный бум дал возможность много работать и лучшие проекты были реализованы именно тогда. Что до периода 2010–2019 годов, то здесь в комментариях оптимизма нет. «Надо, чтобы архитектор перестал быть злодеем в глазах общества» (Николай Лызлов). «Архитекторы действительно делают много плохого» (Асс). «Строительство жилья сегодня — это не архитектура, а бизнес. Много строится, но не покупается» (Скокан). Периодом побед наше время считает только главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Впрочем, сборник не о муках архитекторов, а об их достижениях. 

Коротких статей в нем более 500, они посвящены проектам и важным для профессии событиям: изданиям, выставкам, конкурсам, общественным протестам. Тексты написаны внятно, порой остроумно, с легкими намеками на нелегкие обстоятельства. Замечательны и реплики авторов по поводу своих построек.

Рядом с большими проектами: реконструкцией Генерального штаба для Эрмитажа («Студия 44» во главе с Никитой Явейном), Музея современного искусства «Гараж» (бюро Рема Колхаса OMA), Садового кольца в Москве (КБ «Стрелка» и др.), созданием парка «Зарядье» (Diller Scofidio + Renfro и др.), строительством башни «Федерация» (Speech, Сергей Чобан и Петер Швегер), — в сборнике присутствуют и арт-объекты в деревне Никола-Ленивец, и ностальгически сентиментальные вещи Александра Бродского. Похоже, свободное архитектурное творчество возможно только в мелочах и за копейки.  

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+