18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Избранному верить

№76
Материал из газеты

Издание «Российская архитектура. Новейшая эра» включает лучшее и важнейшее за последнее 30-летие

Сборник этот анонсирован как популярное издание. Хотя кажется, что книга, составленная по инициативе и при содействии архитектурных организаций, выпущенная тиражом в 1 тыс. экземпляров и распространяемая среди профессионального сообщества, ему и предназначена. Однако она доступна каждому, пожелавшему узнать, какие события кажутся архитекторам важными, какие постройки они считают лучшими (отбор опирался на оценки профессионалов).

Книга — часть проекта, придуманного архитекторами Андреем и Никитой Асадовыми. Их первое печатное произведение неоригинально по дизайну и до обидного слабо иллюстративно. В основном объекты представлены небольшими, плохо отпечатанными фотографиями. Зато здесь есть полемичность, живое слово — отчего приходит ощущение если не полной объективности, то попытки ее найти.

В плане книга проста: материал разбит на три раздела по десятилетиям, внутри каждого — по годам. Эти периоды охарактеризованы несколькими архитекторами. Первый, 1989–1999 годов, Евгений Асс считает самым успешным: тогда «выстраивались идеи независимой архитектуры». Потом началось, как признается Александр Скокан, «время больших разочарований»: надежды на независимость таяли. Но Сергей Скуратов и Антон Надточий уверены, что в 2000-е строительный бум дал возможность много работать и лучшие проекты были реализованы именно тогда. Что до периода 2010–2019 годов, то здесь в комментариях оптимизма нет. «Надо, чтобы архитектор перестал быть злодеем в глазах общества» (Николай Лызлов). «Архитекторы действительно делают много плохого» (Асс). «Строительство жилья сегодня — это не архитектура, а бизнес. Много строится, но не покупается» (Скокан). Периодом побед наше время считает только главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Впрочем, сборник не о муках архитекторов, а об их достижениях. 

Коротких статей в нем более 500, они посвящены проектам и важным для профессии событиям: изданиям, выставкам, конкурсам, общественным протестам. Тексты написаны внятно, порой остроумно, с легкими намеками на нелегкие обстоятельства. Замечательны и реплики авторов по поводу своих построек.

Рядом с большими проектами: реконструкцией Генерального штаба для Эрмитажа («Студия 44» во главе с Никитой Явейном), Музея современного искусства «Гараж» (бюро Рема Колхаса OMA), Садового кольца в Москве (КБ «Стрелка» и др.), созданием парка «Зарядье» (Diller Scofidio + Renfro и др.), строительством башни «Федерация» (Speech, Сергей Чобан и Петер Швегер), — в сборнике присутствуют и арт-объекты в деревне Никола-Ленивец, и ностальгически сентиментальные вещи Александра Бродского. Похоже, свободное архитектурное творчество возможно только в мелочах и за копейки.  

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+