18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Лирический пейзаж Николая Ромадина в эпоху соцреализма

№76
Материал из газеты

Ретроспектива классика советского искусства открывается в фонде IN ARTIBUS

Выставка «Живопись Николая Ромадина из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга» в московском фонде IN ARTIBUS представляет советского классика не только как виртуоза русского лирического пейзажа, но и как автора менее известных экспериментальных работ ­1930-х годов, близких к эстетике модернизма. Николай Ромадин (1903–1987) — один из самых титулованных советских пейзажистов: академик и народный художник СССР, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, лауреат Государственной и Ленинской премий, а также Сталинской премии второй степени за серию пейзажей «Волга — русская река» (1946). В то же время выбор пейзажа как основного жанра освободил художника от необходимости доказывать свою лояльность власти и патриотизм картинами на тему колхозных праздников, портретами вождей и ударников труда в духе соцреализма. Сохранилась всего одна работа Ромадина в жанре советской тематической картины — «Вечеринка. Рассказ летчика» 1939 года, которую также можно увидеть на выставке в фонде. Другие подобные произведения сам художник уничтожил в конце 1930-х годов, когда окончательно утвердился в роли пейзажиста.

Первая персональная выставка Ромадина состоялась в 1940 году, среди ее посетителей был и тогдашний живой классик Михаил Нестеров. Знакомство с Нестеровым оказало на Ромадина огромное влияние. После их встречи он записал в дневнике: «Я русский и должен посвятить себя России, а не аморфному человечеству». Художник много путешествовал по Советскому Союзу — от Карелии с ее суровой красотой, девственными лесами и холодными озерами до гор Северного Кавказа. Отдельные циклы посвящены Волге и ее притокам, Сенежскому озеру, есенинским местам в Рязанской области. 

Важная особенность живописи Ромадина — постоянный диалог, а порой и прямые цитаты из работ классиков русского пейзажа, прежде всего из хрестоматийных произведений Михаила Нестерова и Исаака Левитана, а также мастеров Союза русских художников.

Однако была в творчестве Николая Ромадина еще одна грань, которая связывала его с актуальным художественным процессом 1920–1930‑х годов. Ромадин не только продолжатель традиций русской пейзажной школы рубежа XIX–ХХ веков, но и выпускник ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНА, где его учителями были Александр Древин, Илья Машков и Роберт Фальк (последний очень высоко ценил способности своего ученика). В числе 80 работ Николая Ромадина из частных российских коллекций в фонде IN ARTIBUS выставлены и ранние, мало известные произведения художника, в которых прослеживается его вхутемасовская выучка.

Фонд IN ARTIBUS
Живопись Николая Ромадина из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга
С 27 августа по 10 ноября 2019

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+