18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Изенгеймский алтарь XVI века реставрируют во французском Кольмаре

Проведенные работы позволили увидеть пальму в пустыне и скачущих черных бесов, скрытых прежде под толстым слоем потемневшего лака

Реставраторы закончили один из этапов работ над Изенгеймским алтарем, самым знаменитым произведением мастера Северного Возрождения Маттиаса Грюневальда. За последние четыре месяца специалисты удалили большую часть старого лака с 4 из 11 библейских сцен, и в июле произведения вернулись в экспозицию городского Музея Унтерлинден в Кольмаре на востоке Франции. Разница между расчищенными композициями — изображающими нападение бесов на святого Антония, его встречу со святым Павлом Фивейским, Рождество и концерт ангелов — и теми, что еще ждут обработки, потрясает.

Хотя экспертиза, проведенная в Научно-исследовательском и реставрационном центре музеев Франции, показала, что алтарь в целом находится в на удивление хорошей сохранности, до обработки отреставрированные сцены были покрыты толстым слоем пожелтевшего лака, а некоторые их участки потемнели из-за ионов меди, входящих в состав зеленого пигмента.

Теперь на них снова видны пальма в пустыне и пихты в горах, маленькие черные бесы, скачущие по небу, и очаровательный херувим, глядящий из окна на ангела-музыканта, которому вернули оригинальную нежность пастельных тонов. Энтони Понтабри, возглавляющий группу реставраторов, говорит, что толщину лака удалось уменьшить с 30 до приблизительно 8 микрон.

Посетители кольмарского музея также смогут увидеть участки с пробной расчисткой на досках, еще ждущих обработки. Труднее всего будет реставрировать большое распятие, которое сейчас гораздо темнее остальных картин.

Вторая группа реставраторов очистила располагавшиеся в центральной части алтаря деревянные скульптуры святого Антония и апостолов авторства Николаса Хагенауэра, обнаружив на них остатки старинной полихромии. Всего в реставрации скульптурной группы и картин, а также деревянных досок и рам занято более 30 человек. Ожидается, что работы завершатся в 2022 году.

Реставрация началась в 2018-м, через семь лет после того, как с одной из картин без какого-либо предварительного научно-технического анализа попытались снять почти весь лак всего за несколько дней. Тогда работы приостановил лично министр культуры Франции. Как отмечает Понтабри, та реставрация не нанесла серьезного ущерба, хотя расчистка и была «довольно неровной». Сейчас для расчистки самых темных участков, по его словам, используется гель нового поколения с добавлением наночастиц.

Кроме того, картины обследовали при помощи оптического когерентного томографа, который Научно-исследовательский и реставрационный центр музеев Франции приобрел в 2017 году. Этот аппарат, чаще всего используемый в офтальмологии, может создавать трехмерные изображения, дающие точную информацию о внутренней структуре красочных и лаковых слоев толщиной всего 0,003 мм. Первые тесты устройства центр провел при участии Хайды Лян из Ноттингемского Трентского университета на «Иоанне Крестителе» Леонардо да Винчи. По словам Венсана Детайя, который отвечает за это направление исследования алтаря, система оборудована лазером и «позволяет контролировать снятие лака в реальном времени», благодаря чему удается исключить контакт растворителя с красочными слоями. «Если раньше реставраторы полагались на свою интуицию, то теперь мы можем выразить это „ощущение“ в точных цифрах», — говорит он.

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
5
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+