18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тысяча лет «сияющей красоты»

№75
Материал из газеты

Художественная культура Византийской империи и Западной Европы в период от поздней Античности до Ренессанса непредставима без искусства мозаики. Исследовательница Лиз Джеймс посвятила ему свой панорамный обзор

Книгу «Мозаика в средневековом мире: от поздней Античности до XV столетия» Лиз Джеймс начинает с описания апсидной мозаики XII века в соборе Святого Климента в Риме. Однако география ее исследования выходит далеко за пределы Италии. Основываясь на современных научных изысканиях, автор ведет убедительный рассказ о целом комплексе мозаик Западной Европы и Византийской империи. Вот лишь несколько сюжетов из книги Лиз Джеймс.  Ею исследовано изображение Богоматери, облаченной в одежды, выложенные дорогой красно-синей тессерой (мозаичные кубики), в апсиде храма Панагии Ангелоктисти в деревне Кити на острове Кипр. Разумеется, рассмотрены мозаики из стамбульского собора Святой Софии. В Италии, помимо Рима, множество великолепных образцов сохранилось в Венеции, Равенне, Торчелло и на Сицилии. Не оставлены без внимания изображения в мечети Омейядов в Дамаске (начало VIII века), в Софийском соборе в Киеве (XI век) и в церкви монастыря Гелати в Грузии (XII век).

Первая часть книги посвящена технической стороне производства тессеры (не только из стеклянной смальты, но и из других материалов), способам изготовления мозаики и сопутствующим затратам, а также отношению профессиональных мастеров к архитектурным особенностям зданий. Например, настенные мозаики, в отличие от напольных, часто имели основу из золотой тессеры, состоящей из золотого листа с содержанием мелких стеклянных кубиков. Серебряная тессера встречалась реже. Использовали художники и мрамор, и перламутр, и мелкие частицы керамики, и даже цветные каменные кубики. В любом случае квалифицированные мастера должны были предвидеть, как законченные изображения будут выглядеть на изогнутых поверхностях купола и свода. Финансовые затраты бывали значительны, но мозаики ценились за свою «сия­ющую красоту». Обычно их создавали с целью восславить Бога, поскольку большинство позднеантичных и средневековых мозаик предназначалось для религиозных сооружений. Лишь в редких случаях они появлялись в интерьерах дворцов.

Во второй части монографии, переходя от века к веку, автор рассматривает образцы мозаик из разных частей света — преимущественно из регионов Средиземноморья, а также из Жерминьи-де-Пре, Ахена и Праги. В каждой главе приведена соответствующая статистика и помещены географические карты, иллюстрирующие распространение этой изобразительной техники. 

Заодно Лиз Джеймс предлагает и новый взгляд на художников, создававших средневековые мозаики. Традиционно считалось, что все самые квалифицированные мастера происходили из Константинополя. Джеймс подвергает сомнению эту привычную гипотезу, указывая на превосходные образцы мозаики в Италии, в частности в Риме, где, как утверждает она, существовала местная традиция, нисколько не уступавшая византийской. 

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+