18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наследники подали в суд на Министерство культуры

№75
Материал из газеты

Французские музеи не торопятся возвращать три картины Дерена, принадлежавшие погибшему в концлагере маршану Рене Жимпелю

Францию давно обвиняют в затягивании возвращения трофейного искусства. В прошлом году на международной конференции в Берлине страна обещала изменить ситуацию и сформировать комиссию для решения ряда проблем. Серьезность намерений государства должен подтвердить или опровергнуть крупный судебный процесс. Наследники Рене Жимпеля, торговца произведениями искусства, погибшего в концлагере в 1945 году, в конце июня подали в суд на французское министерство культуры. Внуки маршана обвиняют государственные музеи в блокировании процесса реституции трех картин Андре Дерена.

Жимпель, родившийся в 1881 году, был одним из выдающихся торговцев искусством прошлого века. Галерею Gimpel & Wildenstein на Манхэттене он унаследовал от отца, также успешного в торговле искусством; среди его клиентов были такие знаменитые коллекционеры, как Генри Клей Фрик и Джон Рокфеллер. В 1921 году Рене Жимпель купил шесть работ Дерена из коллекции арт-дилера Даниеля-Анри Канвайлера на торгах аукционного дома Drouot. В 1942 году нацисты разгромили его квартиру в Париже и конфисковали 82 ящика с произведениями искусства. Через два года гестапо изъяло львиную долю его имущества из банковского сейфа в Ницце. Вместе с двумя сыновьями Жимпель присоединился к движению Сопротивления и бежал в Канны, которые находились под итальянской оккупацией. Жимпель был дважды арестован и в конце концов отправлен в концентрационный лагерь, где и умер.

Коллекция Жимпеля оказалась в центре нескольких реституционных скандалов. «Вид на Кассис» (1907) Дерена был продан на аукционе Sotheby’s в 2015 году за $2,5 млн, а «Стога сена в Живерни» (1885) Клода Моне из швейцарской частной коллекции в том же году ушли с молотка на Christie’s. В обоих случаях дело с наследниками маршана удалось уладить мирно. Еще одно соглашение было достигнуто относительно «Портрета миссис Элизабет Эдгар» Томаса Гейнсборо (Sotheby’s продал его в 2014 году за £20 тыс.).

Но вот с французскими музеями дела идут не так гладко. Три картины Дерена из галереи Жимпеля: «Вид на реку в Кассисе», «Сосновая роща в Кассисе» и «Мельница», переименованная в «Часовню в окрестностях Креси» (1910), — находятся в музеях Марселя и Труа. Связь этих полотен с коллекцией Жимпеля десять лет назад доказал британский исследователь Иан Локк.

Адвокат наследников Жимпель Коринн Хершкович первый раз встречалась с представителями Министерства культуры Франции в 2013 году. Они пообещали начать «необходимое расследование», а затем на четыре года замолчали. Под давлением Хершкович в государственных музеях признали, что ничего не знают о провенансе двух пейзажей, которые были подарены Музею современного искусства в Труа коллекционером Пьером Леви. Третья картина, «Сосновая роща в Кассисе» (1907), была приобретена марсельским Музеем Кантини в 1987 году у местного клана промышленников, которые, в свою очередь, купили картину в 1942 году — через остававшегося в парижской галерее помощника дилера. В описи Жимпеля 1943 года она упоминается как «возвращенная владельцу» — так писали о продаже, поскольку в то время по французским законам евреям было запрещено торговать. 

В декабре 2017 года Хершкович вновь обратилась в министерство. И получила ответ с просьбой предоставить больше документов и уверением, что ведомство «активно занимается этим вопросом». В письме также отмечалось, что «положение Жимпеля было действительно сложным, но он продолжал торговать искусством; неясно, были ли эти продажи законными или нет». Адвокат, однако, не сомневается, что продажи были принудительными. «До своего ареста и депортации в 1944 году Жимпель скрывался на юге Франции. Он не мог поехать в Париж», — говорит она.

Параллельно с судебным процессом ведется создание рабочей группы под руководством премьер-министра, которая будет заниматься исследованиями и даже принимать решения по реституционным делам, таким образом выводя из игры администрации музеев, которые исторически несут за это ответственность. Новую комиссию возглавит Давид Зиви, автор доклада, раскритиковавшего реституционную политику министерства. Однако прошел уже год, а команду из семи человек ему в помощь так и не набрали. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+