18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Реймсский собор: точка раздора и примирения

№75
Материал из газеты

Исследователь винит в разрушении Реймсского собора во время Первой мировой войны интеллектуальные круги Франции и Германии

В ходе Первой мировой войны спонтанное решение немецких военных обстрелять Реймсский собор имело громадные последствия — и не только сугубо военные, хотя и они не замедлили сказаться. Пылающий собор стал символом войны культур Германии и Франции.

В книге, в английском переводе получившей подзаголовок «Война и примирение между Францией и Германией», Томас Гетгенс обращает особое внимание на просветительскую миссию своего труда. В англоязычном издании помещено пространное введение, где описывается значение «глубокого интеллектуального раскола между двумя нациями» и отмечается, что «картина горящего собора, широко распространявшаяся в то время средствами массовой информации, глубоко запечатлелась в памяти европейцев».

Осенью 1914 года германская армия укрепилась непосредственно около Реймса, тогда как французы должны были любой ценой удерживать город, чтобы защитить Париж. Собор начал гореть 19 сентября. Огонь распространился по деревянным лесам, возведенным с двух сторон здания еще до войны для ведения восстановительных работ. Гетгенс осторожно подводит читателя к заключению, что обстрел двух башен собора, ошибочно принятых германцами за наблюдательный пост, был случайным, а не умышленным. Однако за четыре года войны город Реймс был почти полностью разрушен.

Исследователь винит в этом интеллектуальные круги обеих стран. Он пишет — и, по сути, это центральная тема его книги, — о несостоятельности представителей интеллигенции: «Вместо того чтобы заявить о бессмысленности войны, они — за исключением единиц, таких как Ромен Роллан во Франции и Альберт Эйнштейн в Германии, — поддались националистическому высокомерию и слепому поклонению властям». 

В ответ на французскую пропаганду немецкие газеты опубликовали открытое письмо под названием «Миру культуры», подписанное 93 учеными, художниками и писателями — от физика-теоретика Макса Планка до экспрессиониста Макса Либермана. Обвинения французской стороны в письме решительно отрицались: «Мы полностью отказываемся покупать спасение произведений искусства ценой поражения Германии». Однако интеллектуальное поражение предотвратить было невозможно. Гетгенс утверждает: «После обстрела Реймса представлялось немыслимым устанавливать научные, культурные и личные контакты» — и, что еще хуже, «интеллектуалы обеих стран упустили возможность решительно предупредить дальнейшие бедствия».

А в тогдашней Франции разрушенный собор стал синонимом немецкого «вандализма». Этот образ усиленно тиражировался, в том числе с помощью нескончаемых отретушированных открыток, которые подогревали антигерманские настроения. Все это ярко и наглядно продемонстрировано в книге благодаря блистательному подбору иллюстраций.

Нынешняя работа Томаса Гетгенса служит своего рода послесловием к многочисленным публикациям о разрушении культурного наследия, выходившим к 100-летию различных событий Первой мировой войны. В заключении автор пишет о важнейшей роли Реймса в деле примирения Франции и Германии — уже после Второй мировой. Несмотря на потоки злобы и ненависти с обеих сторон, порожденные пропагандой военного времени, о которых рассказывается в книге, читатель под конец с изумлением обнаруживает, насколько естественным и очевидным оказалось это примирение.  

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+