18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Немецкий художник, у которого есть «вещи на любой вкус»

№75
Материал из газеты

87-летний Герхард Рихтер продолжает работать, и его рынок, хотя пока не вернулся на уровень заоблачных цен 2014–2016 годов, по-прежнему сохраняет устойчивость

Интерес к немецкому художнику Герхарду Рихтеру не ослабевает: сейчас в Музее Гуггенхайма в Бильбао можно увидеть его морские пейзажи (до 9 сентября), а в следующем году в нью-йоркском Метрополитен-Бройер пройдет его большая ретроспектива (4 марта — 5 июля). Несмотря на возраст, 87-летний Рихтер, которого многие считают самым влиятельным из ныне живущих художников, продолжает работать.

На протяжении почти шести десятилетий Рихтер исследует разнообразные способы изображения окружающей действительности, и его творчество эволюционирует вслед за этими поисками — от ранних размытых черно-белых картин, затрагивающих проблему отношения Германии к своему прошлому, до пейзажей, портретов, цветовых шкал и, вероятно самых известных и дорогих, крупноформатных абстракций. Последние превратились в идеальный предмет статусного потребления — тематически нейтральные, яркие картины, с которыми легко ужиться, представляющие собой, пожалуй, самостоятельный класс активов.

«Рихтер остается одним из столпов лондонского аукционного рынка, — говорит Алекс Бранчик, глава отдела современного искусства в европейском Sotheby’s. — Его коэффициент продаваемости выше, чем у других художников, учитывая объем». Действительно, по данным команды, поддерживающей сайт Рихтера, в стоимостном выражении непроданными остались только 14% его работ, выставленных на аукционы. По мнению Кэтрин Арнолд, соруководителя отдела послевоенного и современного искусства Christie’s в Европе, творчество Рихтера пользуется такой широкой популярностью, «потому что у него есть вещи на любой вкус — от раннего фотореализма до фигуративной живописи и абстракций — и на самых разных ценовых уровнях». 

По словам председателя аукционного дома Phillips Шейенн Вестфаль, рынок Рихтера хорошо развит на международном уровне. «Он привлекает покупателей со всего света; в частности, покупатели из Азии активно интересуются его абстрактными работами», — отмечает она. Среди владельцев крупноформатных полотен — тайваньский миллиардер Пьер Чэнь, чья коллекция включает также произведения Фрэнсиса Бэкона, Сая Твомбли и Томаса Штрута. В 2012 году миллиардер из Бразилии Лили Сафра купила одну из больших абстракций художника и передала ее в дар Музею Израиля, а ветеран рока Эрик Клэптон в период с 2012 по 2016 год продал три абстрактных полотна Рихтера за суммы, значительно превышающие заплаченную им когда-то цену.

Цены

Нынешний мировой аукционный рекорд Герхарда Рихтера установлен на лондонских торгах Sotheby’s в 2015 году, когда чикагский финансист Кеннет Гриффин приобрел за £35,8 млн ($46,3 млн) «Абстрактный образ» 1986 года, выставленный с эстимейтом £14–20 млн. Другие абстракции Рихтера, уходившие на аукционах за суммы от $28 млн до $34 млн, занимают девять позиций в десятке самых дорогих работ художника. Однако практически все эти рекорды относятся к периоду между 2012 и 2017 годами, а с 2018-го цены пока что не выходили на этот уровень.

«После 2016 года подобные работы стали реже попадать на рынок, а если предлагаемые произведения не самого высшего класса, то не будет и таких головокружительных цен. Его рынок в порядке, просто он избирателен», — объясняет Вестфаль. Она отмечает, что очень важную роль играет поверхность абстракций, потому что потрескавшаяся поверхность, на которой видны разные слои красок с эффектным подбором цветов, делает работу гораздо более желанной. Кроме того, практически всегда повышению цены способствует наличие красного.

В марте этого года на Phillips за £15,5 млн ($20 млн) ушла с молотка картина 1963 года «Реактивный истребитель» с непростым прошлым (в 2015-м гарант из Китая пообещал купить ее за $24 млн, но не выполнил обязательств). «Мы дали работе консервативный эстимейт от £10 млн до £15 млн, и в итоге за нее боролись четыре очень серьезных участника торгов, что служит показателем стабильности рынка», — рассказывает Вестфаль. Но в минувшем году было и несколько неудач. Так, на лондонских торгах Christie’s ставки на «Череп» (1983) остановились на отметке в £11,5 млн (около $15 млн), и картина осталась непроданной. «Возможно, тема полотна тяжеловата, а эстимейт был немного завышен», — дипломатично комментирует Арнолд.

На противоположном конце ценовой шкалы Рихтера располагаются многочисленные принты, доступные коллекционерам по очень низкой цене — менее €1 тыс. за некоторые из тиражных работ из популярных серий, таких как «Морские пейзажи» и «Виктория».

Динамика

Как видно на графике изменения цен от Art Market Research, живопись Рихтера резко начала дорожать с 2000 года; в целом с 1977 года цены выросли на потрясающие 64 000%, а совокупный среднегодовой прирост составил 16,6%. Для тиражных произведений с 1985 года этот прирост составил 8,9%.

Сам Рихтер неоднократно говорил, что считает цены на свои произведения чересчур высокими. «Я потрясен [ценовым рекордом], хотя это, конечно, приятные, хорошие новости. Тем не менее сумма шокирующая. Она непостижима, как непостижимы для меня китайский язык или физика», — сказал он в интервью газете Die Zeit в 2015 году. 

Хорошо организованный рынок

Творчество Рихтера очень хорошо задокументировано. Его работы нумеруются с 1962 года, а официальная база данных на gerhard-richter.com содержит подробную информацию о каждом произведении, а также о его аукционной цене и местонахождении, если это открытые данные.

В 2006 году в Дрездене был основан Архив Герхарда Рихтера, и художник лично опубликовал два каталога-резоне. «Покупатели чувствуют себя уверенно, потому что все очень тщательно задокументировано, и у них есть возможность проанализировать рынок конкретной работы, о приобретении которой они раздумывают», — говорит Вестфаль. По ее мнению, дилер Мариан Гудман, уже много лет представляющая Рихтера, мастерски ведет продажи. «Они с Энтони д’Оффе проделали отличную работу, поместив многие его произведения в музейные коллекции», — считает Вестфаль. Действительно, на сегодняшний день около 40% всего корпуса работ Рихтера находится в музеях.

Самые дорогие произведения художника — абстракции, но, по словам Арнолд, в глазах специалистов аукционных домов настоящий священный Грааль — работы из серии Kerze («Свеча»). В начале 1980-х Рихтер написал 24 полотна со свечами, и поначалу ни одно из них не было продано. Самое дорогое из этих произведений на сегодняшний день ушло на лондонских торгах Christie’s в 2011 году за впечатляющие £10,5 млн ($16,5 млн). Впрочем, Вестфаль говорит, что ей известно о частной продаже другой картины из этой серии за еще большую сумму.

Подводные камни

Потенциальным покупателям стоит учитывать, что «официально» Рихтер начал заниматься живописью только в 1962 году и не считает частью своего наследия работы, созданные до 1961 года, когда он сбежал из Восточной Германии. Поэтому рынка этих произведений не существует, и они очень редко выставляются на продажу.

Кроме того, следует обращать особое внимание на состояние произведений, в особенности ранних, которые создавались на тонких льняных холстах и могут быть повреждены. «Нужно очень тщательно проверять состояние ранних работ», — советует Вестфаль. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+