18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»

Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА

Мировая премьера фильма «Работа без авторства» немецкого режиссера Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка состоялась на Венецианском международном кинофестивале. Хотя там картина не получила никаких призов, Германия выдвинула ее на «Оскар-2019» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» (список номинантов на эту награду будет объявлен Американской киноакадемией 22 января, а победителей назовут на церемонии в ночь с 24 на 25 февраля).

«Работа без авторства» — единственный из всех виденных мной фильмов об искусстве, в котором точно изображен творческий процесс — от чистого холста, через все срывы и ошибки, в конечном итоге приводящие к открытиям.

Обойдясь без патетики и трагического надлома в образе главного героя, характерных для фильмов о Баскиа, Поллоке, Пикассо и ван Гоге, фон Доннерсмарк (уже получивший премию «Оскар» за фильм 2006 года «Жизнь других») смог добиться невероятной правдоподобности.

Творчество у фон Доннерсмарка становится основой повествования, раскрывающего социальное, политическое и художественное наследие, которое нацизм оставил послевоенному поколению немцев. Представителем этого поколения является и главный герой фильма по имени Курт Барнерт (его сыграл Том Шиллинг), прототипом которого стал Герхард Рихтер, один из самых дорогих ныне живущих художников.

Фильм открывается сценой бомбардировки Дрездена, которую видит ребенком Барнерт. Герой растет в образовавшейся после войны ГДР, после бегства в Западную Германию становится учеником Йозефа Бойса и однокашником по дюссельдорфской Академии художеств персонажа, прототипом которого является художник Гюнтер Юккер. Зрители получат особенное удовольствие от того момента, когда Барнерт превращается в того самого Рихтера, которого все мы знаем. В фильме есть и антигерой — тесть Барнерта, нераскаявшийся нацист-гинеколог, на чьей совести принудительная стерилизация и уничтожение невинных, которого пугающе достоверно сыграл Себастьян Кох.

Перед показом в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА) фон Доннерсмарк рассказал, что все самые невероятные сцены его нового фильма основаны на реальных событиях. Фильм и вправду оставляет очень правдоподобное впечатление. Впрочем, не для всех. Сидевший рядом со мной на показе дилер Антон Керн, сын Георга Базелица, назвал фильм «китчем».

Выразил недовольство результатом и сам Рихтер в опубликованном в журнале New Yorker материале о фильме. Перед началом съемок он сотрудничал с творческой группой, консультировал режиссера и даже разрешил пригласить его ассистента для воссоздания своих новаторских полотен. Фон Доннерсмарк также консультировался с Робертом Сторром, куратором ретроспективы Рихтера 2002 года в МоМА. «Это очень хорошо, но не то, чего я ожидал», — сказал Сторр, также присутствовавший на показе.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+