18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Анализ сенсационных кикладских находок собрали в многотомник

№75
Материал из газеты

Главной целью экспедиций в рамках проекта «Кембридж — Керос» 2006–2008 годов было более тщательное исследование острова Даскалио и района Кавоса. Теперь в четырех объемных томах представлены результаты этого крайне успешного проекта

Керос, самый крупный остров из группы Малые Киклады в восточной части архипелага Киклады, находится между островами Наксос и Аморгос. Гораздо более каменистый, чем другие, почти не имеющий пахотной земли, он сегодня необитаем. Однако именно здесь были найдены первые, ставшие широко известными мраморные фигурки раннекикладского периода (3300–2000 до н.э.): женская голова в натуральную величину, а также арфист и флейтист, играющий на двойной флейте.

Впрочем, остров не привлекал к себе особого внимания вплоть до 1963 года, когда на антикварном рынке стали появляться предметы предположительно тамошнего происхождения. Вскоре в местности Кавос в западной части Кероса обнаружились разбросанные фрагменты раннекикладской керамики и мраморные предметы, включая фигурки, — все указывало на мародерство. На островке Даскалио, всего в 90 м от Кероса, были найдены остатки древнего поселения. В то время считалось, что предметы из Кавоса были связаны с захоронениями, как и большинство похожих раннекикладских изделий из мрамора. Однако в ходе раскопок разграбленной территории и других исследований на Керосе не обнаружилось могил, где мог бы храниться столь богатый материал.

Главной целью экспедиций 2006–2008 годов в рамках проекта «Кембридж — Керос» под руководством Колина Ренфрю и Майкла Бойда было более тщательное исследование острова Даскалио и района Кавоса. Теперь в четырех объемных томах представлены результаты этого проекта — крайне успешного. В частности, отсюда можно почерпнуть ряд новых сведений о поселении на Даскалио, самом крупном в районе. Это место отмечено многочисленными особенностями, включая уникальную архитектуру, в которой широко использовался мрамор, привозимый с Наксоса (что было чрезвычайно трудным делом до появления парусных судов). Хотя большинство найденных предметов представляет собой обычную домашнюю утварь, похоже, что и она почти полностью завозилась извне; имеются, правда, свидетельства, что на острове практиковалась обработка меди и свинца. 

В эпоху ранней бронзы островок Даскалио был соединен с Керосом дамбой. Открытие и раскопки похожего на разграбленное, но, к счастью, нетронутого хранилища по соседству оказались решающими в переосмыслении роли этих хранилищ, едва ли не революционном для нашего понимания раннего бронзового века на Кикладах и вообще в Эгейском мире.

Эта территория над берегом названа «святилищем», местом ритуального хранения. Здесь разворачивалась финальная стадия сложной цепи ритуалов, в ходе которой фрагменты фигурок, сосудов и других предметов, разбитых или поврежденных, причем привезенных сюда либо с других Кикладских островов, либо из материковой части Греции, либо, не исключено, из Анатолии, в сопровождении некой церемонии помещались на землю или в неглубокие ямы. На Керосе преобладают мраморные фигурки со сложенными руками, чаши, глиняные соусники и кувшины с коническим горлом; эти предметы настолько отличаются от известных аналогов, что полностью меняют наши представления о вещах подобного типа. В частности, доминирующее число фигурок со сложенными руками подчеркивает их ритуальное значение в кикладской культуре вне погребальной сферы.

Возможное вовлечение многочисленных сообществ в этот таинственный ритуал привело Ренфрю к выводу о существовании своего рода «конфедерации Кероса», что было одним из реальных выражений «интернационального духа», который исследователь называет характерным для периода процветания Киклад. Подобная интерпретация имеет под собой веские основания, хотя Ренфрю признает, что многие тайны остаются пока нераскрытыми.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+