18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Анализ сенсационных кикладских находок собрали в многотомник

№75
Материал из газеты

Главной целью экспедиций в рамках проекта «Кембридж — Керос» 2006–2008 годов было более тщательное исследование острова Даскалио и района Кавоса. Теперь в четырех объемных томах представлены результаты этого крайне успешного проекта

Керос, самый крупный остров из группы Малые Киклады в восточной части архипелага Киклады, находится между островами Наксос и Аморгос. Гораздо более каменистый, чем другие, почти не имеющий пахотной земли, он сегодня необитаем. Однако именно здесь были найдены первые, ставшие широко известными мраморные фигурки раннекикладского периода (3300–2000 до н.э.): женская голова в натуральную величину, а также арфист и флейтист, играющий на двойной флейте.

Впрочем, остров не привлекал к себе особого внимания вплоть до 1963 года, когда на антикварном рынке стали появляться предметы предположительно тамошнего происхождения. Вскоре в местности Кавос в западной части Кероса обнаружились разбросанные фрагменты раннекикладской керамики и мраморные предметы, включая фигурки, — все указывало на мародерство. На островке Даскалио, всего в 90 м от Кероса, были найдены остатки древнего поселения. В то время считалось, что предметы из Кавоса были связаны с захоронениями, как и большинство похожих раннекикладских изделий из мрамора. Однако в ходе раскопок разграбленной территории и других исследований на Керосе не обнаружилось могил, где мог бы храниться столь богатый материал.

Главной целью экспедиций 2006–2008 годов в рамках проекта «Кембридж — Керос» под руководством Колина Ренфрю и Майкла Бойда было более тщательное исследование острова Даскалио и района Кавоса. Теперь в четырех объемных томах представлены результаты этого проекта — крайне успешного. В частности, отсюда можно почерпнуть ряд новых сведений о поселении на Даскалио, самом крупном в районе. Это место отмечено многочисленными особенностями, включая уникальную архитектуру, в которой широко использовался мрамор, привозимый с Наксоса (что было чрезвычайно трудным делом до появления парусных судов). Хотя большинство найденных предметов представляет собой обычную домашнюю утварь, похоже, что и она почти полностью завозилась извне; имеются, правда, свидетельства, что на острове практиковалась обработка меди и свинца. 

В эпоху ранней бронзы островок Даскалио был соединен с Керосом дамбой. Открытие и раскопки похожего на разграбленное, но, к счастью, нетронутого хранилища по соседству оказались решающими в переосмыслении роли этих хранилищ, едва ли не революционном для нашего понимания раннего бронзового века на Кикладах и вообще в Эгейском мире.

Эта территория над берегом названа «святилищем», местом ритуального хранения. Здесь разворачивалась финальная стадия сложной цепи ритуалов, в ходе которой фрагменты фигурок, сосудов и других предметов, разбитых или поврежденных, причем привезенных сюда либо с других Кикладских островов, либо из материковой части Греции, либо, не исключено, из Анатолии, в сопровождении некой церемонии помещались на землю или в неглубокие ямы. На Керосе преобладают мраморные фигурки со сложенными руками, чаши, глиняные соусники и кувшины с коническим горлом; эти предметы настолько отличаются от известных аналогов, что полностью меняют наши представления о вещах подобного типа. В частности, доминирующее число фигурок со сложенными руками подчеркивает их ритуальное значение в кикладской культуре вне погребальной сферы.

Возможное вовлечение многочисленных сообществ в этот таинственный ритуал привело Ренфрю к выводу о существовании своего рода «конфедерации Кероса», что было одним из реальных выражений «интернационального духа», который исследователь называет характерным для периода процветания Киклад. Подобная интерпретация имеет под собой веские основания, хотя Ренфрю признает, что многие тайны остаются пока нераскрытыми.

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+