18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Анализ сенсационных кикладских находок собрали в многотомник

№75
Материал из газеты

Главной целью экспедиций в рамках проекта «Кембридж — Керос» 2006–2008 годов было более тщательное исследование острова Даскалио и района Кавоса. Теперь в четырех объемных томах представлены результаты этого крайне успешного проекта

Керос, самый крупный остров из группы Малые Киклады в восточной части архипелага Киклады, находится между островами Наксос и Аморгос. Гораздо более каменистый, чем другие, почти не имеющий пахотной земли, он сегодня необитаем. Однако именно здесь были найдены первые, ставшие широко известными мраморные фигурки раннекикладского периода (3300–2000 до н.э.): женская голова в натуральную величину, а также арфист и флейтист, играющий на двойной флейте.

Впрочем, остров не привлекал к себе особого внимания вплоть до 1963 года, когда на антикварном рынке стали появляться предметы предположительно тамошнего происхождения. Вскоре в местности Кавос в западной части Кероса обнаружились разбросанные фрагменты раннекикладской керамики и мраморные предметы, включая фигурки, — все указывало на мародерство. На островке Даскалио, всего в 90 м от Кероса, были найдены остатки древнего поселения. В то время считалось, что предметы из Кавоса были связаны с захоронениями, как и большинство похожих раннекикладских изделий из мрамора. Однако в ходе раскопок разграбленной территории и других исследований на Керосе не обнаружилось могил, где мог бы храниться столь богатый материал.

Главной целью экспедиций 2006–2008 годов в рамках проекта «Кембридж — Керос» под руководством Колина Ренфрю и Майкла Бойда было более тщательное исследование острова Даскалио и района Кавоса. Теперь в четырех объемных томах представлены результаты этого проекта — крайне успешного. В частности, отсюда можно почерпнуть ряд новых сведений о поселении на Даскалио, самом крупном в районе. Это место отмечено многочисленными особенностями, включая уникальную архитектуру, в которой широко использовался мрамор, привозимый с Наксоса (что было чрезвычайно трудным делом до появления парусных судов). Хотя большинство найденных предметов представляет собой обычную домашнюю утварь, похоже, что и она почти полностью завозилась извне; имеются, правда, свидетельства, что на острове практиковалась обработка меди и свинца. 

В эпоху ранней бронзы островок Даскалио был соединен с Керосом дамбой. Открытие и раскопки похожего на разграбленное, но, к счастью, нетронутого хранилища по соседству оказались решающими в переосмыслении роли этих хранилищ, едва ли не революционном для нашего понимания раннего бронзового века на Кикладах и вообще в Эгейском мире.

Эта территория над берегом названа «святилищем», местом ритуального хранения. Здесь разворачивалась финальная стадия сложной цепи ритуалов, в ходе которой фрагменты фигурок, сосудов и других предметов, разбитых или поврежденных, причем привезенных сюда либо с других Кикладских островов, либо из материковой части Греции, либо, не исключено, из Анатолии, в сопровождении некой церемонии помещались на землю или в неглубокие ямы. На Керосе преобладают мраморные фигурки со сложенными руками, чаши, глиняные соусники и кувшины с коническим горлом; эти предметы настолько отличаются от известных аналогов, что полностью меняют наши представления о вещах подобного типа. В частности, доминирующее число фигурок со сложенными руками подчеркивает их ритуальное значение в кикладской культуре вне погребальной сферы.

Возможное вовлечение многочисленных сообществ в этот таинственный ритуал привело Ренфрю к выводу о существовании своего рода «конфедерации Кероса», что было одним из реальных выражений «интернационального духа», который исследователь называет характерным для периода процветания Киклад. Подобная интерпретация имеет под собой веские основания, хотя Ренфрю признает, что многие тайны остаются пока нераскрытыми.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+