18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фестиваль GAMMA в Санкт-Петербурге объединил музыку и совриск

Международный фестиваль прошел на шести площадках в городе, в том числе на территории завода им. Степана Разина и в газгольдерах на Обводном канале

Фестиваль GAMMA. Фото: Н. Грушевский
Вечеринка фестиваля на территории завода им. Степана Разина, в цехе для варки сусла. Фото: Фестиваль GAMMA
Фестиваль GAMMA. Фото: Н.Грушевский
Проект «Естественная проекция» на заводе им. Степана Разина. Фото: Н.Грушевский
Конференция Gamma PRO. Фото: Д.Денисов
Фестиваль открылся премьерой совместной работы японского композитора Кадзуя Нагая и берлинского видеохудожника Али Демиреля. Фото: Д. Денисов
Инсталляция Лизы Бобковой на заводе им.Степана Разина. Фото: Н. Грушевский
Оптоакустический перформанс Микелы Пелузио SpaceTime Helix. Фото: Д.Денисов
Фестиваль GAMMA.
Фото: Н. Грушевский
Вечеринка фестиваля на территории завода им. Степана Разина, в цехе для варки сусла.
Фото: Фестиваль GAMMA
Фестиваль GAMMA.
Фото: Н.Грушевский
Проект «Естественная проекция» на заводе им. Степана Разина.
Фото: Н.Грушевский
Конференция Gamma PRO.
Фото: Д.Денисов
Фестиваль открылся премьерой совместной работы японского композитора Кадзуя Нагая и берлинского видеохудожника Али Демиреля.
Фото: Д. Денисов
Инсталляция Лизы Бобковой на заводе им.Степана Разина.
Фото: Н. Грушевский
Оптоакустический перформанс Микелы Пелузио SpaceTime Helix.
Фото: Д.Денисов

Организаторы — творческие объединения m_division и Artypical — активно работают над тем, чтобы фестиваль GAMMA, за время проведения зарекомендовавший себя как фестиваль электронной музыки с отличными техно-вечеринками, расширил свои границы. 

Поэтому, помимо основной музыкальной программы, на фестивале второй год проходит профессиональная часть — конференция Gamma PRO. В течение двух дней на ней обсуждали такие темы, как «Культура для инноваций», «Музеи как фестивальная среда», «Экспериментальные проекты в сфере культуры», «Искусственный интеллект и культурная эволюция». Спикеры из Японии, Канады, Германии, Швеции и России рассказывали о своих проектах, опыте, экспериментах и видении того, как в современном мире могут сосуществовать искусство, музыка и новые технологии. 

Специфика GAMMA, конечно, предполагает разговор об искусстве, соответствующем духу фестиваля: аудиовизуальном, технологичном, использующем виртуальную и дополненную реальность, искусственный интеллект. Чтобы такое искусство появлялось, художники часто обращаются к ученым и IT-разработчикам, которые помогают технически реализовать идею. Например, есть международная сеть Hexagram, базирующаяся в Канаде и объединяющая университеты, научные лаборатории, исследовательские и культурные центры с медиахудожниками, дизайнерами, музыкантами и фестивалями современного искусства. Еще один канадский проект, направленный на продвижение цифрового искусства вместе с электронной музыкой, — фестиваль MUTEK, существующий с 2000 года и сегодня проходящий не только в Монреале, но и в Латинской Америке и Азии. Пример отличной коллаборации фестиваля и музея — японская версия фестиваля в Национальном музее развития науки инноваций Miraikan в Токио. В футуристическом здании музея есть планетарий и мультиэкранный сферический объект Geo-Cosmos, с которыми работают приглашенные художники.

Планетарий есть и в Санкт-Петербурге — самый большой в мире 37-метровый купол находится в огромном газгольдере на набережной Обводного канала. На открытии фестиваля здесь представили премьеру совместной работы японского композитора-мыслителя Кадзуя Нагая и берлинского видеохудожника Али Демиреля, которые в течение нескольких месяцев создавали эпическое произведение. Получился своеобразный сеанс коллективной арт-медитации: Нагая наполнил пространство планетария эмбиентом с живым звуком японских «поющих» чаш, а Демирель дополнил музыкальную партитуру видеорядом, превращающим огромный купол в сменяющие друг друга природные текстуры. Зрители словно оказывались внутри минерала, ледника или скалы, разглядывали мозаичные узоры, образующиеся морской пеной и камнями, то вылетали сквозь темную пещеру к свету, то затягивались в черную дыру.

В этом году фестиваль GAMMA объявил о начале сотрудничества с европейской платформой SHAPE (название расшифровывается как Sound, Heterogeneous Art and Performance in Europe). Она объединяет 16 фестивалей и арт-центров, ежегодно выбирает 48 художников и музыкантов для участия в мероприятиях и создания новых произведений инновационного искусства. Одна из художниц, получивших поддержку в 2019 году, —итальянка Микела Пелузио. Она получила классическое образование скульптора в Академии изящных искусств Каррары, потом добавила к нему магистерскую степень по музыке в Королевской академии искусств и Королевской консерватории в Гааге. Соединив древние идеи Пифагора о «гармонии сфер» и интервальном строе с теорией струн и основами квантовой механики, Микела придумала оптоакустический перформанс SpaceTime Helix. С помощью несложного программирования и закрепленного к полу и потолку вращающегося белого провода появляется пульсирующая волна, которая меняет цвет и форму в зависимости от заданных параметров. В полной темноте зрители наблюдают за заклинательницей футуристического змея, который подчиняется командам, но может и вырваться (иногда провод действительно рвется, внезапно заканчивая перформанс). 

Главное событие фестиваля — вечеринка на территории завода им. Степана Разина, который в этом году стал пространством для мероприятия в последний раз перед глобальной реконструкцией. На семи этажах здания нашлось место не только для шести сцен с десятками диджеев, но и выставки молодых петербургских художников. Бродить по лабиринту лестниц, коридоров и тайных закутков, где находятся site-specific арт-объекты, — отдельное развлечение для рейверов. Многие специально пришли раньше, чтобы все рассмотреть и сфотографировать графическую инсталляцию Лизы Бобковой, парящих под потолком и подсвеченных неоном готических «Плакальщиков» арт-группы «ЛГ», перевернутый еловый лес Катерины Веселовской, отгороженное от зрителей решеткой видео Давида Скворцова «Чувство вины» с дикими животными, игровую комнату Adult free zone арт-группы «Эс.Ка.Эм», отсылающую к уорхоловской «Фабрике», и многое другое. Одним из самых эффектных и «инстаграмных» объектов, несмотря на простоту исполнения, стала «Естественная проекция» Веры Трофимовой и Георгия Хазанкина (кстати, выпускников Академии художеств, участвовавших в создании экспозиции российского павильона на Венецианской биеннале этого года) — просто листы плексигласа, сквозь которые проходит свет и образует на стене абстрактные узоры, без применения каких-либо новых технологий.

Современному искусству сегодня тесно в музейных и галерейных пространствах, и оно ищет для себя новые, не самые привычные места. Музыкальные фестивали особенно открыты к взаимодействию с художниками, причем работающими не только с новейшими медиа, но и во вполне традиционных техниках. Часто благодаря участию художников получается обжить и сделать более человечными суровые индустриальные пространства бывших заводов (недавно в Москве открылось пространство MUTABOR, где, помимо главных техно-вечеринок города, есть полноценная художественная программа). Музеи понимают, что им нужно привлекать новую аудиторию, поэтому принимают у себя фестивальные события и организуют свои полноценные музыкальные программы (на концерты Mosaic Music в музей «Гараж» или послушать MAMM Music приходят даже те, кто нечасто посещает выставки). Невозможно жить изолированно друг от друга в современном мире, поэтому нас ждут новые формы существования искусства, тем более есть большое международное сообщество людей, вдохновленных идеей сотворчества. 

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Фонд «Новые коллекционеры» основали авторитетные представители арт-сообщества. Эксперты помогут коллекционерам осознанно формировать и развивать собрания. В планах фонда — запустить Биеннале частных коллекций и создать большое хранилище искусства
02.11.2023
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+