Фестиваль GAMMA в Санкт-Петербурге объединил музыку и совриск

Международный фестиваль прошел на шести площадках в городе, в том числе на территории завода им. Степана Разина и в газгольдерах на Обводном канале

Фестиваль GAMMA. Фото: Н. Грушевский
Вечеринка фестиваля на территории завода им. Степана Разина, в цехе для варки сусла. Фото: Фестиваль GAMMA
Фестиваль GAMMA. Фото: Н.Грушевский
Проект «Естественная проекция» на заводе им. Степана Разина. Фото: Н.Грушевский
Конференция Gamma PRO. Фото: Д.Денисов
Фестиваль открылся премьерой совместной работы японского композитора Кадзуя Нагая и берлинского видеохудожника Али Демиреля. Фото: Д. Денисов
Инсталляция Лизы Бобковой на заводе им.Степана Разина. Фото: Н. Грушевский
Оптоакустический перформанс Микелы Пелузио SpaceTime Helix. Фото: Д.Денисов
Фестиваль GAMMA.
Фото: Н. Грушевский
Вечеринка фестиваля на территории завода им. Степана Разина, в цехе для варки сусла.
Фото: Фестиваль GAMMA
Фестиваль GAMMA.
Фото: Н.Грушевский
Проект «Естественная проекция» на заводе им. Степана Разина.
Фото: Н.Грушевский
Конференция Gamma PRO.
Фото: Д.Денисов
Фестиваль открылся премьерой совместной работы японского композитора Кадзуя Нагая и берлинского видеохудожника Али Демиреля.
Фото: Д. Денисов
Инсталляция Лизы Бобковой на заводе им.Степана Разина.
Фото: Н. Грушевский
Оптоакустический перформанс Микелы Пелузио SpaceTime Helix.
Фото: Д.Денисов

Организаторы — творческие объединения m_division и Artypical — активно работают над тем, чтобы фестиваль GAMMA, за время проведения зарекомендовавший себя как фестиваль электронной музыки с отличными техно-вечеринками, расширил свои границы. 

Поэтому, помимо основной музыкальной программы, на фестивале второй год проходит профессиональная часть — конференция Gamma PRO. В течение двух дней на ней обсуждали такие темы, как «Культура для инноваций», «Музеи как фестивальная среда», «Экспериментальные проекты в сфере культуры», «Искусственный интеллект и культурная эволюция». Спикеры из Японии, Канады, Германии, Швеции и России рассказывали о своих проектах, опыте, экспериментах и видении того, как в современном мире могут сосуществовать искусство, музыка и новые технологии. 

Специфика GAMMA, конечно, предполагает разговор об искусстве, соответствующем духу фестиваля: аудиовизуальном, технологичном, использующем виртуальную и дополненную реальность, искусственный интеллект. Чтобы такое искусство появлялось, художники часто обращаются к ученым и IT-разработчикам, которые помогают технически реализовать идею. Например, есть международная сеть Hexagram, базирующаяся в Канаде и объединяющая университеты, научные лаборатории, исследовательские и культурные центры с медиахудожниками, дизайнерами, музыкантами и фестивалями современного искусства. Еще один канадский проект, направленный на продвижение цифрового искусства вместе с электронной музыкой, — фестиваль MUTEK, существующий с 2000 года и сегодня проходящий не только в Монреале, но и в Латинской Америке и Азии. Пример отличной коллаборации фестиваля и музея — японская версия фестиваля в Национальном музее развития науки инноваций Miraikan в Токио. В футуристическом здании музея есть планетарий и мультиэкранный сферический объект Geo-Cosmos, с которыми работают приглашенные художники.

Планетарий есть и в Санкт-Петербурге — самый большой в мире 37-метровый купол находится в огромном газгольдере на набережной Обводного канала. На открытии фестиваля здесь представили премьеру совместной работы японского композитора-мыслителя Кадзуя Нагая и берлинского видеохудожника Али Демиреля, которые в течение нескольких месяцев создавали эпическое произведение. Получился своеобразный сеанс коллективной арт-медитации: Нагая наполнил пространство планетария эмбиентом с живым звуком японских «поющих» чаш, а Демирель дополнил музыкальную партитуру видеорядом, превращающим огромный купол в сменяющие друг друга природные текстуры. Зрители словно оказывались внутри минерала, ледника или скалы, разглядывали мозаичные узоры, образующиеся морской пеной и камнями, то вылетали сквозь темную пещеру к свету, то затягивались в черную дыру.

В этом году фестиваль GAMMA объявил о начале сотрудничества с европейской платформой SHAPE (название расшифровывается как Sound, Heterogeneous Art and Performance in Europe). Она объединяет 16 фестивалей и арт-центров, ежегодно выбирает 48 художников и музыкантов для участия в мероприятиях и создания новых произведений инновационного искусства. Одна из художниц, получивших поддержку в 2019 году, —итальянка Микела Пелузио. Она получила классическое образование скульптора в Академии изящных искусств Каррары, потом добавила к нему магистерскую степень по музыке в Королевской академии искусств и Королевской консерватории в Гааге. Соединив древние идеи Пифагора о «гармонии сфер» и интервальном строе с теорией струн и основами квантовой механики, Микела придумала оптоакустический перформанс SpaceTime Helix. С помощью несложного программирования и закрепленного к полу и потолку вращающегося белого провода появляется пульсирующая волна, которая меняет цвет и форму в зависимости от заданных параметров. В полной темноте зрители наблюдают за заклинательницей футуристического змея, который подчиняется командам, но может и вырваться (иногда провод действительно рвется, внезапно заканчивая перформанс). 

Главное событие фестиваля — вечеринка на территории завода им. Степана Разина, который в этом году стал пространством для мероприятия в последний раз перед глобальной реконструкцией. На семи этажах здания нашлось место не только для шести сцен с десятками диджеев, но и выставки молодых петербургских художников. Бродить по лабиринту лестниц, коридоров и тайных закутков, где находятся site-specific арт-объекты, — отдельное развлечение для рейверов. Многие специально пришли раньше, чтобы все рассмотреть и сфотографировать графическую инсталляцию Лизы Бобковой, парящих под потолком и подсвеченных неоном готических «Плакальщиков» арт-группы «ЛГ», перевернутый еловый лес Катерины Веселовской, отгороженное от зрителей решеткой видео Давида Скворцова «Чувство вины» с дикими животными, игровую комнату Adult free zone арт-группы «Эс.Ка.Эм», отсылающую к уорхоловской «Фабрике», и многое другое. Одним из самых эффектных и «инстаграмных» объектов, несмотря на простоту исполнения, стала «Естественная проекция» Веры Трофимовой и Георгия Хазанкина (кстати, выпускников Академии художеств, участвовавших в создании экспозиции российского павильона на Венецианской биеннале этого года) — просто листы плексигласа, сквозь которые проходит свет и образует на стене абстрактные узоры, без применения каких-либо новых технологий.

Современному искусству сегодня тесно в музейных и галерейных пространствах, и оно ищет для себя новые, не самые привычные места. Музыкальные фестивали особенно открыты к взаимодействию с художниками, причем работающими не только с новейшими медиа, но и во вполне традиционных техниках. Часто благодаря участию художников получается обжить и сделать более человечными суровые индустриальные пространства бывших заводов (недавно в Москве открылось пространство MUTABOR, где, помимо главных техно-вечеринок города, есть полноценная художественная программа). Музеи понимают, что им нужно привлекать новую аудиторию, поэтому принимают у себя фестивальные события и организуют свои полноценные музыкальные программы (на концерты Mosaic Music в музей «Гараж» или послушать MAMM Music приходят даже те, кто нечасто посещает выставки). Невозможно жить изолированно друг от друга в современном мире, поэтому нас ждут новые формы существования искусства, тем более есть большое международное сообщество людей, вдохновленных идеей сотворчества. 

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+