18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Собрания музеев пополнят 53 тыс. произведений из коллекции Союза художников СССР

№75, июль-август 2019
№75
Материал из газеты

В программу включено 68 музеев, преимущественно региональных

Таир Салахов. «Портрет композитора Кара Караева». XIII Всероссийская художественная выставка «Россия» Союза художников России в ЦДХ, 2019. Фото: Союз художников России
Таир Салахов. «Портрет композитора Кара Караева». XIII Всероссийская художественная выставка «Россия» Союза художников России в ЦДХ, 2019.
Фото: Союз художников России

Обширная коллекция, вместе со зданием Центрального дома художника находившаяся в собственности у ныне упраздненной Международной конфедерации союзов художников (МКСХ), после скандалов и решения суда перешла в собственность государства. Теперь Министерство культуры занимается ее распределением по подведомственным музеям. В собрание входит 53 тыс. произведений живописи, скульптуры и других видов искусства, которые начиная с 1940-х годов приобретались Союзом художников СССР. После 1992 года коллекция не пополнялась, а затем вообще пошли распродажи — так в частные руки попали картины Александра Дейнеки, Георгия Нисского, Юрия Пименова, Владимира Стожарова и других мастеров (например, с аукциона Sotheby’s 2014 года, где за их работы было выручено около £2 млн).

Распределению подлежат все оставшиеся экспонаты. Их художественный уровень различен. Некоторые предметы покупались в конце года, просто чтобы закрыть отчетность. Другие, поступившие с республиканских и всесоюзных выставок, из мастерских видных художников, ныне могут встать в ряд современной классики.

Никита Хрущев осматривает выставку к 30-летию Московского союза художников в 1962 г. Советские лидеры иногда проявляли интерес к изобразительному искусству, но закупочная политика формировалась на уровне чиновников. Фото: Архив ТАСС
Никита Хрущев осматривает выставку к 30-летию Московского союза художников в 1962 г. Советские лидеры иногда проявляли интерес к изобразительному искусству, но закупочная политика формировалась на уровне чиновников.
Фото: Архив ТАСС

В последние месяцы сотрудники Государственной Третьяковской галереи занимались описью этих произведений, был составлен каталог. Министерство создало специальную комиссию по распределению новообретенного имущества. Этот процесс курирует Музейно-выставочное объединение «РОСИЗО». В комиссию также вошли искусствоведы из Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного театрального музея им. А.А.Бахрушина, Российского национального музея музыки и Государственного музея истории российской литературы им. В.И.Даля. В программу включено 68 музеев, преимущественно региональных.

Наталия Чечель, замдиректора департамента музеев Министерства культуры, которая курирует в ведомстве вопросы, связанные с Музейным фондом, и возглавляет комиссию по распределению коллекции, рассказала нашему изданию, что Русский музей довольно скромно попросил всего лишь около 200 работ, выбрав их точечно. Третьяковка, впрочем, рассчитывает получить гораздо больше, порядка 2 тыс. — в качестве своего рода компенсации за разбор и описание коллекции. Но самый большой массив экспонатов, более 3 тыс., поедет в Калининградский музей изобразительных искусств, испытывающий большой недостаток в произведениях советской эпохи. По словам Чечель, для каждого музея кураторы подбирают маленькие тематические коллекции. Сами музеи присылают представителей, те изучают электронный каталог и оставляют заявки. Предпочтения самые разные. Например, ульяновский музей хотел получить произведения лауреатов Ленинской премии. Кто-то просит работы местных уроженцев, другие стремятся заполнить хронологические лакуны в экспозиции.

XIII Всероссийская художественная выставка «Россия» Союза художников России в ЦДХ. 2019. Фото: Союз художников России
XIII Всероссийская художественная выставка «Россия» Союза художников России в ЦДХ. 2019.
Фото: Союз художников России

Наталия Чечель рассказывает, что эта работа по распределению оказалась действительно приятной: «Большое счастье, что так много вещей удается передать в регионы. Плохо, когда музеи в крупных городах стоят полупустые из-за отсутствия экспонатов. Например, музей города-миллионника Красноярска — для него мы выделили очень большую коллекцию». 

На фестивале «Интермузей» в начале июня министр культуры РФ Владимир Мединский уже передал первые восемь приказов директорам, распределив более 3 тыс. предметов. Самый крупный из этого числа массив экспонатов — свыше 2 тыс. — получил московский Государственный музей-заповедник «Царицыно». В Белгородский государственный литературный музей передается 650 предметов, в Воронежский областной литературный музей им. И.С.Никитина — 278, в Омский государственный литературный музей им. Ф.М.Достоевского — 62, в Оренбургский областной музей изобразительных искусств — 499, в Самарский литературно-мемориальный музей им. М.Горького — 77, в Смоленский государственный музей-заповедник — 221, в Тверской государственный объединенный музей — 191 экспонат. Это была первая порция, следующая будет выделена через месяц. РОСИЗО уже приступило к выдаче счастливчикам их «посылок с подарками». 

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+