18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Аукционные дома стремятся на первичный рынок

Дилеры-ренегаты им в том подмогают. Куда экономнее переманивать противников, чем вести необъявленную войну, решили в Christie’s и Sotheby’s.

Аукционные дома, организуя выставки-продажи, все чаще прибегают к помощи традиционных соперников — независимых арт-дилеров. Совместные проекты — пример новой политики аукционных домов, стремящихся стать этакими супермаркетами искусства на любой вкус. Пока гиганты вроде Sotheby’s и Christie’s продолжают вытеснять с рынка частные галереи. Аукционные дома благодаря такой стратегии пытаются ослабить нарастающее противостояние своей экспансии на первичный рынок, исторически принадлежавший арт-дилерам. Особое негодование последних вызывает тот факт, что их заклятые враги завладевают не только бизнесом, но порой и помещениями, где теперь устраивают выставки и все прочее, чем прежде занималась традиционная галерея. Однако в стане дилеров появились перебежчики, соблазнившиеся репутацией международных брендов и их масштабами на рынке искусства. Так, лондонское отделение Sotheby’s проводит в своей галерее S|2 показ, посвященный творчеству Бэнкси (по 25 июля), организованный Стивом Лазаридесом, официально представлявшим творчество загадочного художника вплоть до 2009 года. По другую сторону Атлантики Sotheby’s привлекал любитлей драгоценностей: совместно с лондонской галеристкой Луизой Гиннесс нью-йоркская S|2 весь май демонстрировала ювелирные изделия по эскизам художников Аниша Капура, Клода Лаланна и жены Фернандо Ботеро скульптора Софии Вари. А осенью прошлого года в рамках выставки в S|2, посвященной дуэту Les Lalanne, с Sotheby’s сотрудничали нью-йоркский дилер Поль Касмин и коллекционер Майкл Шво. Не отстает и главный конкурент: в принадлежащей Christie’s лондонской галерее Mayfair проходит выставка Польке/Рихтер Рихтер/ Польке (до 7 июля), курируемая Дарреном Ликом, экспертом Christie’s, и Кенни Шахтером, управляющим лондонской галереей Rove.

И Лик и Шахтер рассказывают, что согласились на совместный проект с аукционным домом в качестве эксперимента. «Мы пока прощупываем почву; это только третья по счету такая выставка [в Mayfair Christie’s]», — говорит Лик. «Получился своего рода гибрид — галерея под управлением аукционного дома», — резюмирует Шахтер и шутит: «Теперь подумываем над проектами галерейно-музейными». Условия подобных договоров не раскрываются, но понятно, что они обсуждаются в каждом конкретном случае отдельно и варьируются от стандартного кураторского гонорара до процента с продаж. Обеим сторонам такие союзы выгодны. Шахтер, например, может всецело посвятить себя творческой стороне дела, в то время как аукционный дом занимается организационными и формальными вопросами: «У Christie’s есть связи и хорошие юристы по проблемам авторских прав, это экономит мне массу времени». Есть и другие плюсы. Дилеры, которые чаще всего имеют в своем распоряжении одно-единственное выставочное пространство, объединив усилия с аукционным домом, получают доступ к его галереям и площадкам по всему миру, а также к обширной клиентской базе. Аукционный дом, надо полагать, внакладе тоже не остается. Доля частных продаж (в том числе через аффилированные галереи) быстро растет: в прошлом году объем частных продаж Christie’s вырос на 18%, до $1,2 млрд (в то время как выручка за торги — на 12%, до $5,9 млрд); у Sotheby’s эти цифры, соответственно, 30%, но те же $1,2 млрд (и 15%, $5,1 млрд). Напомним, Mayfair не первая попытка Christie’s выйти на первичный рынок, до этого была не увен чавшаяся успехом история с Haunch of Venison: легендарная галерея закрылась вскоре после того, как перешла в собственность аукционного дома, и теперь ее бывшие помещения по-прежнему используются Christie’s для проведения выставок и показов. К сотрудничеству, как видим, привлекаются известные, проверенные специалисты. Тем не менее многие галеристы остаются при своем мнении относительно такого сотрудничества и его выгод. Хавьер Перес из берлинской Peres Projects заметил: «Ко мне неоднократно обращались с подобным предложением. Но в галерее у меня искусство из первых рук. Делать выставку в аукционном доме — не мой стиль».

Пас Паскали при участии Мелани Герлис

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+