18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский музей и Музей Ахматовой сделали выставки к юбилею поэта

На выставках к 130-летию Анны Ахматовой показывают ее знаменитые портреты, в том числе Кузьмы Петрова-Водкина и Натана Альтмана, а также фотолетопись поколения

К 130-летию выдающегося поэта Серебряного века, классика отечественной литературы Анны Ахматовой Государственный Русский музей сделал небольшую выставку-подарок в Садовом вестибюле Михайловского дворца, показав на ней портреты из своего собрания. Музей Ахматовой в Фонтанном доме на масштабной выставке фотографий представил фотолетопись поколения поэта. 

Всего шесть живописных, графических и скульптурных работ из собрания ГРМ, созданных современниками Ахматовой, выставлены в небольшом пространстве Садового вестибюля. В первую очередь обращают на себя внимание знаменитые живописные портреты кисти Натана Альтмана, Вениамина Белкина, Кузьмы Петрова-Водкина, созданные художниками в первые десятилетия прошлого века.

Законодательница мод, предмет подражания, звезда петербургских богемных салонов — такой ее запечатлел в 1913 году Альтман. Образ женщины, одновременно хрупкой и полной внутренней силы, стал одним из символов Серебряного века. Петров-Водкин писал ее портрет почти через десять лет, но к тому времени сменилась эпоха: мир буквально перевернулся, петербургскую богему развели война и революция, уже расстрелян Николай Гумилев, первый муж Ахматовой, ее друзья покидают Россию. И на портрете работы Петрова-Водкина у Ахматовой тревожное и строгое лицо, за ее спиной — силуэт близкого ей человека, ушедшего в небытие.

Вениамин Белкин первый вариант портрета начал писать в 1924 году, но продолжил и закончил его уже в 1941-м. Почти полтора десятка лет разделяют эти даты, но в них сконцентрированы самые трагические годы биографии Ахматовой: в 1925–1939 годах ее не печатали, в 1938-м, в разгар сталинских репрессий, был арестован ее сын Лев Гумилев. «Судьба ничем не обошла меня. Все, что может человек испытать, все выпало на мою долю», — вспоминала она. И на портрете Белкина перед зрителями появляется фигура женщины, пережившей тяжелые потери.

Николай Тырса, сестры Наталья и Елена Данько — художники из окружения Пунина, третьего мужа Ахматовой. На выставке в ГРМ представлен ее виртуозный графический портрет, выполненный Тырсой с натуры, а также статуэтка авторства сестер Данько, выпущенная Ленинградским фарфоровым заводом. Рядом — скульптурный портрет Анны Андреевны работы Ильи Слонима.

«У нас в коллекции есть еще изображения Ахматовой, но мы не ставили себе задачу показать все, — рассказала Любовь Шакирова, старший научный сотрудник отдела живописи Русского музея. — Мы хотели сделать просто красивую выставку — подарок к юбилею поэта». 

«Настоящий ХХ век. Фотоверсия», выставка фотографий в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, посвящена не только 130-летию поэта, но и 30-летию с момента открытия самого музея, который распахнул свои двери в день ее векового юбилея. Но если тогда в фондах музея не было ни одного подлинного предмета, то теперь коллекция насчитывает десятки тысяч единиц хранения. Среди них — огромное количество фотографий, в том числе современников Анны Андреевны. На выставке в Белом зале представлено около 200 таких фотопортретов. Экспозиция открывается снимком гимназической подруги Ахматовой по Царскому Селу Валерии Срезневской, написавшей спустя десятилетия воспоминания о ней и Гумилеве — «Дафнис и Хлоя», а завершается портретами поэтов эпохи оттепели — Булата Окуджавы, Андрея Вознесенского…

«Мы хотели показать часть нашей коллекции, — говорит директор музея Нина Попова, — а получилось, что мы показали еще и целую эпоху в движении и развитии. Когда идешь вдоль этого ряда фотографий, видишь, как меняется взгляд человека, как фотографии лиц, образов, атмосферы превращаются в отпечатки для паспорта, для ЖЭКа, и в этом трагедия людей советского поколения. Как писала сама Ахматова, „такой судьбы не было ни у одного поколения, а может быть, не было и такого поколения“».

На снимках в музейном зале — художники, поэты, музыканты, актеры, ближайшее окружение Ахматовой и те, с кем ее жизнь пересеклась лишь косвенно: Саломея Андроникова, Алексей Баталов, Иосиф Бродский, Владимир Гаршин, Анна Каминская, Эра Коробова, Борис Пастернак, Борис Пронин, Фаина Раневская, Константин Сомов, Виктор Соснора, Федор Шаляпин… Кроме фотографий здесь можно увидеть несколько листков рукописи ахматовской «Поэмы без героя».

Выставка в ГРМ продлится до 26 августа; «Настоящий ХХ век. Фотоверсия» в Музее Ахматовой — до 16 августа.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+