18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский музей и Музей Ахматовой сделали выставки к юбилею поэта

На выставках к 130-летию Анны Ахматовой показывают ее знаменитые портреты, в том числе Кузьмы Петрова-Водкина и Натана Альтмана, а также фотолетопись поколения

Часть экспозиции «Настоящий ХХ век. Фотоверсия». Фото: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Часть экспозиции «Настоящий ХХ век. Фотоверсия».
Фото: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

К 130-летию выдающегося поэта Серебряного века, классика отечественной литературы Анны Ахматовой Государственный Русский музей сделал небольшую выставку-подарок в Садовом вестибюле Михайловского дворца, показав на ней портреты из своего собрания. Музей Ахматовой в Фонтанном доме на масштабной выставке фотографий представил фотолетопись поколения поэта. 

Всего шесть живописных, графических и скульптурных работ из собрания ГРМ, созданных современниками Ахматовой, выставлены в небольшом пространстве Садового вестибюля. В первую очередь обращают на себя внимание знаменитые живописные портреты кисти Натана Альтмана, Вениамина Белкина, Кузьмы Петрова-Водкина, созданные художниками в первые десятилетия прошлого века.

Законодательница мод, предмет подражания, звезда петербургских богемных салонов — такой ее запечатлел в 1913 году Альтман. Образ женщины, одновременно хрупкой и полной внутренней силы, стал одним из символов Серебряного века. Петров-Водкин писал ее портрет почти через десять лет, но к тому времени сменилась эпоха: мир буквально перевернулся, петербургскую богему развели война и революция, уже расстрелян Николай Гумилев, первый муж Ахматовой, ее друзья покидают Россию. И на портрете работы Петрова-Водкина у Ахматовой тревожное и строгое лицо, за ее спиной — силуэт близкого ей человека, ушедшего в небытие.

Натан Альтман. «Портрет А.Ахматовой». 1914. Фото: ГРМ
Натан Альтман. «Портрет А.Ахматовой». 1914.
Фото: ГРМ

Вениамин Белкин первый вариант портрета начал писать в 1924 году, но продолжил и закончил его уже в 1941-м. Почти полтора десятка лет разделяют эти даты, но в них сконцентрированы самые трагические годы биографии Ахматовой: в 1925–1939 годах ее не печатали, в 1938-м, в разгар сталинских репрессий, был арестован ее сын Лев Гумилев. «Судьба ничем не обошла меня. Все, что может человек испытать, все выпало на мою долю», — вспоминала она. И на портрете Белкина перед зрителями появляется фигура женщины, пережившей тяжелые потери.

Николай Тырса, сестры Наталья и Елена Данько — художники из окружения Пунина, третьего мужа Ахматовой. На выставке в ГРМ представлен ее виртуозный графический портрет, выполненный Тырсой с натуры, а также статуэтка авторства сестер Данько, выпущенная Ленинградским фарфоровым заводом. Рядом — скульптурный портрет Анны Андреевны работы Ильи Слонима.

Кузьма Петров-Водкин. «Портрет А.А.Ахматовой». 1922. Фото: ГРМ
Кузьма Петров-Водкин. «Портрет А.А.Ахматовой». 1922.
Фото: ГРМ

«У нас в коллекции есть еще изображения Ахматовой, но мы не ставили себе задачу показать все, — рассказала Любовь Шакирова, старший научный сотрудник отдела живописи Русского музея. — Мы хотели сделать просто красивую выставку — подарок к юбилею поэта». 

«Настоящий ХХ век. Фотоверсия», выставка фотографий в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, посвящена не только 130-летию поэта, но и 30-летию с момента открытия самого музея, который распахнул свои двери в день ее векового юбилея. Но если тогда в фондах музея не было ни одного подлинного предмета, то теперь коллекция насчитывает десятки тысяч единиц хранения. Среди них — огромное количество фотографий, в том числе современников Анны Андреевны. На выставке в Белом зале представлено около 200 таких фотопортретов. Экспозиция открывается снимком гимназической подруги Ахматовой по Царскому Селу Валерии Срезневской, написавшей спустя десятилетия воспоминания о ней и Гумилеве — «Дафнис и Хлоя», а завершается портретами поэтов эпохи оттепели — Булата Окуджавы, Андрея Вознесенского…

Николай Тырса. «Портрет А.А.Ахматовой». 1928. Фото: ГРМ
Николай Тырса. «Портрет А.А.Ахматовой». 1928.
Фото: ГРМ

«Мы хотели показать часть нашей коллекции, — говорит директор музея Нина Попова, — а получилось, что мы показали еще и целую эпоху в движении и развитии. Когда идешь вдоль этого ряда фотографий, видишь, как меняется взгляд человека, как фотографии лиц, образов, атмосферы превращаются в отпечатки для паспорта, для ЖЭКа, и в этом трагедия людей советского поколения. Как писала сама Ахматова, „такой судьбы не было ни у одного поколения, а может быть, не было и такого поколения“».

На снимках в музейном зале — художники, поэты, музыканты, актеры, ближайшее окружение Ахматовой и те, с кем ее жизнь пересеклась лишь косвенно: Саломея Андроникова, Алексей Баталов, Иосиф Бродский, Владимир Гаршин, Анна Каминская, Эра Коробова, Борис Пастернак, Борис Пронин, Фаина Раневская, Константин Сомов, Виктор Соснора, Федор Шаляпин… Кроме фотографий здесь можно увидеть несколько листков рукописи ахматовской «Поэмы без героя».

Выставка в ГРМ продлится до 26 августа; «Настоящий ХХ век. Фотоверсия» в Музее Ахматовой — до 16 августа.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+