18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лицом к деревне, вполоборота к революции

№74, июнь 2019
№74
Материал из газеты

Австрийский культурный форум подготовил издание «Деревня и революция», посвященное художественному исследованию Еврейской автономной области. И не только ее одной, и не только художественному

Арт-группа «Синие носы». Из серии «Реквизит для революции». 2002. Фото: Иллюстрация из киги.Austrian Cultural Forum Moscow
Арт-группа «Синие носы». Из серии «Реквизит для революции». 2002.
Фото: Иллюстрация из киги.Austrian Cultural Forum Moscow

Издание позиционируется не как каталог, но как продолжение художественного исследования Еврейской автономной области, предпринятого в рамках выставки, состоявшейся в Биробиджане осенью 2017 года. В проекте приняли участие художники и фотографы Антон Гинзбург (США), Омер Кригер (Израиль), Хаим Сокол (Россия, Израиль), Юрий Пальмин (Россия), Екатерина Шапиро-Обермайер (Австрия), Татьяна Эфрусси (Россия) и другие. Выставка была подготовлена группой кураторов, среди которых представители австрийских и отечественных музеев, а автором идеи стал Симон Мраз, атташе по культуре посольства Австрии в России и директор Австрийского культурного форума. Для самого Мраза современное искусство — это инструмент постижения и изучения России, а также взгляд на страну, предельно дистанцированный от политики. Так, историю советских покорителей Севера он изучал и рассказывал через экспозицию на ледоколе «Ленин» в Мурманске в 2013 году, в 2015‑м подготовил выставку «Надежда/Hope. Российские промышленные города глазами художников» как спецпроект 6-й Московской биеннале современного искусства, а в 2016-м инициировал художественную интервенцию в Специальную астрофизическую обсерваторию Российской академии наук в научном поселке Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии. Наконец, еще один значительный пласт русской идентичности — деревенский — он исследовал сперва в экспозиции «Мир и мiръ: художественное открытие российской деревни» в рамках Красноярской музейной биеннале (2017), а затем в проекте про Еврейскую АО. Нынешнее издание как раз охватывает две эти выставки — в Красноярске и Биробиджане.

При первом взгляде на увесистый том — почти 900 страниц — просто, но стильно изданной «Деревни и революции» (дизайн — Мария Челоянц), где объем текста многократно превосходит количество иллюстраций, затрудняешься определить не только жанр публикации, но и ее тематику. В оглавлении материалы о собственно Еврейской автономной области, в частности установочная статья «Красный Сион: Биробиджан и советские евреи», написанная профессором Робертом Вайнбергом из США, соседствуют, например, с заметками о художественных мастерских в Абрамцеве (Елена Митрофанова), жизни в хрущобе-однушке в поселке Электроизолятор Московской области (Аня Желудь) или с комментарием австрийского художника Грегора Зайлера к его проекту о чисто российском феномене потемкинских деревень.

Сергей Лескеть. Из фотографической серии Agro. 2013–2015.Фото: Иллюстрация из киги.Austrian Cultural Forum Moscow
Сергей Лескеть. Из фотографической серии Agro. 2013–2015.
Фото: Иллюстрация из киги.Austrian Cultural Forum Moscow

Недоумение проходит после прочтения вступительного слова Симона Мраза, где тот поясняет, что 100-летие русской революции представляется ему идеальным контекстом для размышлений и изучения судьбы русской деревни — темы столь же обширной, как сама Россия. По словам куратора, участники проекта постарались найти конкретные примеры мест и историй, помогающих создать общую картину. «Каждой теме посвящена отдельная глава, по каждой теме были собраны тексты и приглашены художники для создания работ, посвященных местам, в которых они побывали, и вопросам, которые поднимались во время их путешествий». Всего разделов в книге 13, и столько же тем, которые препарируют исследователи и художники. Тут и семейные истории на фоне ХХ века, и попытки выделить «типичное» и «личное» в истории русской деревни, и желание описать феномен колхоза или научной деревни. Намерениям сформулировать проблемы современной российской деревни (прежде всего заброшенность) сопутствуют различные инициативы, направленные на их решение, в том числе с помощью современного искусства. 

Последний раздел повествует об истории и нынешнем положении Биробиджана — этого масштабного советского эксперимента и важной главы в истории евреев в России. Если другие темы намечены, скорее, пунктирно, то этой посвящена примерно треть книги. Учрежденная советским правительством в 1934 году Еврейская автономная область стала первым еврейским государственным образованием, появившимся задолго до создания Государства Израиль. Художники из Австрии, Израиля, России и США посетили Биробиджан и на основе своих впечатлений создали произведения, которые приведены в книге. Здесь же и впервые опубликованный репортаж Арье (Льва) Лейбмана о коммуне ИКОР 1932 года — одном из прообразов израильских кибуцев, и ранее не публиковавшиеся фотоматериалы конца 1920-х — начала 1930-х годов из фондов Российского этнографического музея в Петербурге, и оммаж газете «Биробиджанская звезда», которая до сих пор выходит на русском и идиш. Поразительно, что это первое подобное исследование на тему русской деревни — и предпринято оно «варягами», но хочется верить, вслед за автором идеи Симоном Мразом, что издание положит начало многим другим проектам в будущем. 

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
7
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+