18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Свободный полет на машине времени во вселенную Тарковского

№74
Материал из газеты

Трилогия Музея AZ развернулась в новом пространстве Третьяковки, бывшем ЦДХ

Она посвящена Андрею Тарковскому и его современникам — художникам-нонконформистам. Автор проекта и куратор Полина Лобачевская и художник-постановщик Геннадий Синёв несколько лет работали над выставочной трилогией, связавшей искусство Тарковского и художественный андерграунд 1960–1970-х годов. В «Свободном полете» объединены живопись, графика, музыка, которая играет большую роль в кино Тарковского, и мультимедийные инсталляции по мотивам его фильмов, где он не раз цитировал всемирно известные шедевры (в «Солярисе», например, появляются цитаты из «Охотников на снегу» Брейгеля, «Возвращения блудного сына» и «Автопортрета с Саскией на коленях» Рембрандта). 

К современному же ему андерграунду он не обращался напрямую. И тем не менее в работах неофициальных художников и у Тарковского множество общих тем, поэтических рифм и пластических мотивов. Общие интонации появляются в живописи Петра Беленка и в фильме «Сталкер». Первый проект из трилогии Музея AZ, посвященной Тарковскому, — «Предвидение», — показанный еще в 2016 году в «Электротеатре „Станиславский“», был приурочен к 30-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Постапо­калиптические видения Беленка оказались близки мрачным картинам зоны из «Сталкера», фрагменты которого были использованы в медиаинсталляции. Их объединяет не только дата создания, но и ощущение безвременья, предчувствие надвигающейся катастрофы, общее для интеллигенции 1970-х годов.

Второй проект, «Прорыв в прошлое. Тарковский & Плавинский», объединил мультимедийную инсталляцию из кадров «Андрея Рублева» Тарковского и «археологическую» живопись и графику Дмитрия Плавинского. И хотя художники не были знакомы, направление их взглядов совпадало: оба интересовались древнерусским искусством. Съемки фильма проходили в Изборске, Суздале и Владимире, в это же время Плавинский путешествовал по Русскому Северу и работал в изборской церкви, а в его картинах появились древнерусские мотивы. 

Третья часть трилогии, «Новый полет на Солярис», которая была показана во дворце Сан-Фиренце во Флоренции, в Фонде Франко Дзеффирелли, связала знаменитый фильм Тарковского и живопись целого поколения неофициальных художников. Экспозиция была построена в виде космической станции, которая ассоциируется с созданной художником Михаилом Ромадиным для фильма «Солярис». Если герои Тарковского взяли на космический ковчег несколько шедевров мирового искусства, то для проекта зверевского музея были отобраны жемчужины из коллекции основателя музея и продюсера проекта Наталии Опалевой.

Западное крыло Третьяковской галереи
Свободный полет
21 июня – 22 сентября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+