18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выкса пополнила свое собрание современного искусства

В этом году участникам 9-го фестиваля городской культуры «Арт-овраг», который прошел в Выксе, предложили подумать на тему «Когда сегодня становится завтра», и, глядя на происходящее в небольшом моногороде в Нижегородской области, хочется ответить, что это происходит прямо сейчас

Инициатор и вдохновитель «Арт-оврага» Ирина Седых, председатель попечительского совета фонда «ОМК-Участие», рассказывает, что изначально фестиваль был ориентирован на молодежь и нацелен на то, чтобы отвлечь ее от вредных привычек. Сегодня многие участвуют в организации, становятся волонтерами, они выросли вместе с «Арт-оврагом», ставшим естественной частью их жизни. Организаторы надеются, что со временем пропорция приглашенных и местных участников будет меняться в пользу местных, в этом заинтересованы фонд и инициатор проведения фестиваля — выксунская Объединенная металлургическая компания, потому что из комфортного безопасного города не будет желания уезжать. 

За восемь лет в Выксе появились произведения искусства, которыми город может по праву гордиться. Это инсталляция Тимофея Ради «Все это не сон», работа Паши 183 «Сказка о потерянном времени», «Хороший урожай» Славы ПТРК и росписи важных стрит-артистов на торцах жилых домов, самый большой в мире мурал, созданный Мишей Most на территории завода ОМК, арт-плот «Луна» Леонида Тишкова, инсталляция «PRO.Ёлка» Петра Виноградова. Перформанс «Страсти по мартену», созданный в 2018 году в честь закрытия последних в России мартеновских цехов, в апреле этого года получил Гран-при Премии имени Сергея Курехина, а недавно вошел в шорт-лист премии «Инновация» (результаты объявят 29 июня, вся Выкса за него болеет).

Три года назад курировать «Арт-овраг» пригласили Юлию Бычкову и Антона Кочуркина, а они помогли сформулировать цели фестиваля, начали разговаривать с жителями, слушать, чего они хотят, и привлекать их к фестивальным процессам в течение всего года. Удалось наконец наладить диалог с администрацией — мэр города Владимир Кочетков поддерживает новые идеи, вместе с кураторами защищает конкурсные проекты, искренне радуется переменам в городе и настроении горожан. А если надо перекрыть оживленные улицы для церемонии открытия арт-объекта или концерта, вопрос решается одним звонком.

В этом году фестиваль пополнил коллекцию паблик-арта «Бинарными часами» — металлической скульптурой в форме спирали ДНК со световыми сегментами, показывающими время. Придумал ее выксунский инженер Андрей Матчин, подтверждая один из девизов фестиваля — высказывание Йозефа Бойса: «Каждый человек — художник». Московские журналисты на церемонии открытия с легкой завистью смотрели на скульптуру, которая в отличие от многих возводимых в столице памятников могла бы украсить улицу или сквер. Пресс-конференция фестиваля проходила в «Павильоне будущего» на берегу пруда Лебединка в Центральном парке. Московское архитектурное бюро «Новое» предложило легкую параметрическую конструкцию в форме геликоида, напоминающую архитектуру Захи Хадид и оптические иллюзии лестниц Эшера. Павильон символизирует строительство будущего и бесконечное движение (символично и то, что объект еще предстоит достроить).

В 2017 году была открыта круглогодичная арт-резиденция Vyksa Air, которую курирует Алиса Багдонайте. По условиям пребывания художник передает созданную работу в специально созданный фонд ОМК в главном музее Выксы, так что здесь постепенно собирается коллекция современного искусства, в которой уже есть работы Георгия Острецова, Людмилы Константиновой, Устины Яковлевой, Ивана Горшкова, Дмитрия Булныгина, Елены Ковылиной, Дмитрия ::Vtol:: Морозова, Егора Федоричева и других.

Для раскрытия творческого потенциала выксунцев запустили параллельную программу фестиваля, и одним из ее итогов в этом году стала выставка «То, чего не может быть» в Музее истории Выксы. Куратор Владимир Селезнев отобрал 13 работ из десятков присланных на конкурс «любительских» произведений искусства и концептуально доработал их вместе с авторами. Люди, которые много лет занимались творчеством для себя и родственников, благодаря фестивалю почувствовали себя настоящими художниками и узнали, что их работы вполне можно сопоставить с важными явлениями искусства ХХ века (есть отсылки к Джексону Поллоку, Дональду Джадду, Биллу Виоле, арте повера и сюрреализму).

Одна из любимых художественных практик в городе — стрит-арт, и в продолжение этого вектора на территории Выксунского металлургического завода официально открыли первый в России индустриальный стрит-арт-парк. Куратор Ольга Погасова представила новую роспись художника Алексея Луки и пообещала, что в течение 10 лет здесь ежегодно будет появляться новая роспись уличных художников, вдохновленная разными направлениями искусства XX века. Кроме того, ведется работа над первой энциклопедией российского стрит-арта (опубликовать ее планируется к осени), в которой Выкса по праву займет важное место.

По словам кураторов, приехали представители администрации Псковской области, компании «Северсталь», участники Программы городских лидеров из почти 20 малых городов России. Пример Выксы действительно заряжает энтузиазмом и вдохновляет: если здесь смогли, то и у нас получится, — надо только понять механизмы, найти ресурсы и единомышленников. «Я верю в человеческую энергию и внутреннюю мотивацию. Даже в тех городах, где нет такого завода, есть ресурсы, а чтобы помочь их активировать, мы на опыте Выксы сделали методическое пособие “Создай свой город”. Надо просто брать и делать, а это самое сложное, потому что ты выходишь из своей зоны комфорта и начинаешь существовать не только для себя», — говорит Юлия Бычкова.

В ближайших планах команды реконструкция Центрального парка, на которую получен федеральный грант (проект занял четвертое место из почти 30 поданных на конкурс заявок). До конца года планируют построить семь функциональных объектов, большой инфоцентр, лодочную станцию у пруда и развить инфраструктуру.

Конечно, Выксе очень повезло с тем, как руководство ОМК реализовывает социальную ответственность через культуру, вкладывает в это немалые средства и открыто к экспериментам. Но одна из задач фестиваля — сделать так, чтобы он существовал не только за счет одного корпоративного донора, но привлекал и другие ресурсы местного сообщества. Два мероприятия фестиваля: открытие скейт-парка и завершающий концерт хедлайнера Feduk — проходили на площади Металлургов на фоне здания кинотеатра, обернутого зеленой сеткой. Выксунцы уже предлагали сделать в рамках параллельной программы проекционные показы на его фасаде, обращая внимание на потенциал этого объекта для города. Хочется надеяться, что этот «немой укор» посреди активно развивающегося города мотивирует местный бизнес, а мы вскоре услышим новости об открытии на «Арт-овраге» большой кинопрограммы.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+