18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Инновация» переживает новации

№74
Материал из газеты

Премия «Инновация-2019» объявила шорт-лист, а 29 июня в Нижнем Новгороде будут награждены лауреаты. Государственная премия в области современного искусства изменила не только прописку, но и формат

Судьба «Инновации», государственной премии в области современного искусства, в этом году долгое время оставалась неопределенной. В предыдущие годы — а премия вручалась уже 13 раз, — прием заявок начинался в декабре, в марте объявляли шорт-лист, в апреле открывалась выставка номинантов, а вскоре происходило и награждение лауреатов. 

В этом году в положенные сроки ничего подобного не случилось. Будет вручена премия или нет, похоже, не знали и сами организаторы — Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и входящий в его состав Государственный центр современного искусства. О приеме заявок объявили только 1 апреля. До этого на вопросы об «Инновации» ответственные лица отвечали уклончиво. Поскольку государство в лице Министерства культуры к современному искусству явно не благоволит и денег в этом году не дало даже на международное представительство страны на Венецианской биеннале, то опасения, что «Инновации» не будет, казались вполне естественными. Тем более что было объявлено о намерении учредить премию «Традиция», чтобы проявить государственное внимание и к художникам-традиционалистам.

Но о премии для них пока ничего не известно, зато «Инновация» идет по строгому графику: заявки собраны, экспертный совет их рассмотрел, шорт-лист объявлен (полный список номинантов – в конце текста), на 28 июня назначено заседание жюри, на следующий день — открытие выставки номинантов и награждение победителей.

Судя по пресс-конференции, прошедшей 16 апреля, когда и было объявлено о новом формате «Инновации» и проведении ее в Нижнем Новгороде, теперь премия поддерживает не только современное искусство, но и заботится о развитии регионов. Директор РОСИЗО — ГЦСИ Софья Грачева тогда отметила, что вверенная ей институция «понимает, как важно развивать региональную политику». «Необходимо, чтобы все культурные события происходили не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и охватывали регионы нашей необъятной страны. Поэтому принято стратегическое решение о проведении премии „Инновация“ в Нижнем Новгороде, в филиале РОСИЗО, в выставочном зале „Арсенал“», — заявила она. Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин даже выразил желание сделать «Арсенал» постоянной площадкой для выставок премии. Две трети средств на проведение «Инновации» выделят из областного бюджета. 

Нижегородский (теперь он называется Волго-Вятский) — один из старейших филиалов ГЦСИ и на сегодня самый крупный. Он работает, и активно, уже 22 года. У него прекрасное здание «Арсенал» в Нижегородском кремле с большим и красивым выставочным пространством. А у его директора Анны Гор большой опыт работы, в том числе она не раз была членом жюри «Инновации».

«Идею перенести „Инновацию“ в Нижний Новгород мы приняли с энтузиазмом по нескольким причинам, — рассказала Гор нашей газете. — Во-первых, за 14 лет существования премии региональная укорененность (художники, институты, события) современного искусства в стране сильно упрочилась. В нашем регионе сейчас молодые и динамичные руководители, которым не нужно специально объяснять, что такое современное искусство и премия „Инновация“, они рады принимать это событие у себя и финансировать его публичные аспекты. Во-вторых, у нас сформировался зритель, которому интересна премия как годовые кольца, показывающие состояние отечественного современного искусства. Поэтому мы хотели бы, чтобы в летний сезон выставка экспонировалась именно у нас. И наконец, публики в городе достаточно. В последнее время на вернисажи в „Арсенале“ собирается по 700–800 человек, средняя посещаемость выставки — 7–9 тыс. в месяц. Среди них есть адекватные и читаемые блогеры».

Если посмотреть на «годовые кольца» «Инновации», то сразу видно, как они отличаются. Лауреатами премии становились самые уважаемые профессиональным сообществом и любимые публикой художники, кураторы и авторы книг. Но сегодня кажется немыслимым, что в 2010 году лучшим произведением визуального искусства была признана отчаянная акция группы «Война», полное название которой сейчас даже невозможно печатно воспроизвести. Так что за время существования «Инновации» изменилось не только современное искусство, но и отношение к нему, прежде всего государства. 

Теперь премия переориентирована на регионы, жюри организаторы обещают, как всегда, международное, номинации остаются прежними: «Проект года», «Куратор года», «Художник года», «Региональный проект», «Новая генерация», «Образовательный проект» (в них премия составляет по 500 тыс. руб.), «Книга года: теория и история современного искусства» (300 тыс. руб.) плюс две внеконкурсные номинации — «За вклад в развитие современного искусства» и «За поддержку современного искусства России», но экспертный совет состоит только из представителей филиалов ГЦСИ. Возможно, что и лауреаты будут нестоличные.

Нельзя не заметить, что интерес к «Инновации» угас, ее перестали горячо обсуждать в печати и соцсетях, как это было раньше. Возможно, потому что исчезла интрига — спорного, тем более вызывающего, решения жюри уже никто не ждет. Смена формата и места проведения может придать премии новую энергию и вернуть ей популярность. По крайней мере, Анна Гор обещает «абсолютно нетрадиционную» церемонию награждения.


Лауреаты выбираются жюри в семи номинациях, по пять претендентов в каждой. Представляем номинантов этого года.

«Проект года»

«Генеральная репетиция. Представление в трех актах. Работы из коллекций V-A-C, MMOMA и Kadist». Эльза Абдулхакова, Кирилл Адибеков, Варвара Ганичева, Анна Ильченко, Диана Джангвеладзе, Мария Доронина, Полина Зотова, Дарья Калугина, Мария Крамар, Франческо Манакорда, Анна Панфилец, Андрей Паршиков, Ольга Стеблева, Катерина Чучалина

«Когда искусство становится частью ландшафта. Части II и III». Евгений Антуфьев

«Новое состояние живого». Наиля Аллахвердиева, Дмитрий Булатов, Марина Жукова

«Новый пейзаж». Петр Антонов, Анастасия Цайдер

«Страсти по Мартену». Анна Абалихина

«Художник года»

Александра Конникова, Аня Кравченко. «Действие. Сто восемь соло»

Егор Крафт. Ákkta

Владимир Селезнев. «Иногда кратчайший путь — самый длинный»

Андрей Сяйлев. «За предел вовлеченности»

Света Шуваева. «Последние квартиры с видом на озеро»

«Куратор года»

Александр Буренков. «Становясь бессознательным / Дрожа / С открытыми глазами / Я вижу тебя / Сдайся»

Ярослав Воловод, Валентин Дьяконов, Екатерина Лазарева. «Ткань процветания»

Ольга Дерюгина. «Я не робот»

Мария Сарычева. «Эскапизм. Тренинговая программа»

Светлана Усольцева. «Начало, конец и почти всё между ними. К 100-летию Ингмара Бергмана»

«Новая генерация»

Артем Голощапов. «Смотрители за смотрящим»

Надежда Гришина, Анастасия Кузьмина. «Твинариум»

Анастасия Дмитриевская, Анна Козонина, Антон Рьянов. «Пролетайте и соединяйтесь»

Анна Ротаенко. Real Weapon

Виталий Черепанов, Анна Черепанова. «Театр под камерами» и «Акцион Кости»

«Региональный проект»

Елена Ищенко, Денис Яковлев. «Суперобложка» (Краснодар)

Мария Калинина, Ирина Корина, Света Шуваева. «Артикул и Бахила» (Казань)

Дмитрий Пиликин. «Имя рек» (Пермь)

Кирилл Светляков, Николай Смирнов. «Метагеография: ориентализм и мечты робинзонов» (Владивосток)

Группа «Север-7». «Седьмая независимая ярмарка современного искусства „Санкт-Догвилльбург“» (Санкт-Петербург)

«Образовательный проект»

Артем Антипин, Евгения Чайка. «Лаборатория молодого художника»

Екатерина Беляева. «Магистратура Digital Art»

Яна Гапоненко. «Владивостокская школа современного искусства»

Евгения Игнатушко. Клуб «Вместе»

Светлана Лучникова, Светлана Ожгибесова, Игорь Рябов, Петр Стабровский, Любовь Шмыкова. «Вспомни город»

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+