18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сюрреалистический гербарий Макса Эрнста собрали в Эрмитаже

№74
Материал из газеты

Живопись и графику Эрнста 1920-х годов впервые показывают в России

Экспрессионист, дадаист, сюрреалист и покоритель женских сердец, Макс Эрнст (1891–1976) давно и заслуженно стал иконой искусства ХХ века. Его цитируют даже современные коллеги. В основном проекте 58-й Венецианской биеннале художник Сиприен Гайар перевел в живую голограмму знаменитую картину Эрнста «Демон домашнего очага». Эрмитажная выставка, посвященная 1920-м годам в творчестве Эрнста, включает 20 живописных и графических работ, которые в России показывают впервые. Все они находятся в частных собраниях, одно из которых берет начало из коллекции известного парижского маршана Арама Мурадяна. Карьера Макса Эрнста началась с двух выставок художника в основанной Мурадяном вместе с Леонардом Ван Леером галерее: первая открылась в марте 1926 года и представила публике 50 сюрреалистических работ Эрнста, вторая ­­через год показала еще 36 его произведений. Еще одна выставка Эрнста в галерее Мурадяна состоялась 30 лет спустя. 

Выставку «Парижские годы» дополняют фроттажи из знаменитой серии Эрнста «Естественная история» 1926 года, которые предоставил из своего собрания известный петербургский коллекционер Марк Башмаков, постоянный партнер Эрмитажа. 

В Париж Эрнст приехал в 1922 году как нелегальный иммигрант, успев наделать много шума, поучаствовав в скандальных выставках дадаистов в родной Германии. В частности, выпустил там дадаистический по духу альбом литографий «Да будет мода, да сгниет искусство!». Во Франции его уже ждал Андре Бретон, основатель и главный теоретик сюрреализма, выставлявший в Париже дадаистские коллажи Эрнста. 

У художника начался новый этап — внедрение коллажа в практики сюрреалистов. Эрнст сам как-то назвал свою живопись «коллажем, нарисованным вручную». Он стал изобретателем этого метода, хотя пользовался и традиционной техникой. Возможно, источником было сильное детское впечатление: смерть любимого розового попугая какаду совпала с известием о рождении сестры Лони. Душа птицы переселилась в младенца или тот забрал жизнь какаду? Подобные образы хорошо просматриваются в картинах «Птица в клетке» и «Руки на птицах». Метод «живописных коллажей» использован Эрнстом в двух хитах выставки — «Изучение лошади» и «Две девушки в изя­щных позах». 

Случайное же натирание черным свинцом листа бумаги, упавшего на выщербленный пол в трактире, привело художника к мысли о создании метафорических «монтажей из фроттажей». Эрнст соединял отдельные рисунки незаметными швами, создавая сюрреальность происходящего. В «Естественной истории» могут совмещаться столики в кафе и околоземные пространства, появиться «Шаль с цветами из инея», «Бритье стен» или «Молнии моложе 14 лет». Не говоря уже про весь гербарий известной художнику растительности. 

Государственный Эрмитаж
Макс Эрнст. Парижские годы
15 июня – 18 августа

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+