Сошествие ангелов на Русский музей

№74, июнь 2019
№74
Материал из газеты

Около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографии из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников впервые представляют всю отечественную ангельскую антологию

Михаил Врубель. «Шестикрылый серафим». 1904. Фото: Государственный Русский музей
Михаил Врубель. «Шестикрылый серафим». 1904.
Фото: Государственный Русский музей

Прошлый век — время тотального человеческого страха и неистребимой надежды — вывел изображения ангелов из чисто религиозных практик в повседневность. На кого еще опереться, когда мир вокруг меняется столь быстро и непредсказуемо? Только на невидимую сущность.

Точка отсчета — Михаил Врубель, его символистские «Летящий Демон» и «Шестикрылый серафим». Неоклассическая «Голова юноши» («Красный ангел») Кузьмы Петрова-Водкина еще дает надежду на мирное решение человеческих проблем. Серия литографий Наталии Гончаровой «Мистические образы войны» с ангелами-воинами эту надежду перечеркивает. Следующая важная страница — ангелы из серии «Воспоминание о древнерусской живописи» Павла Кондратьева, ленинградского живописца и графика, ученика Павла Филонова. Серия создавалась в 1970-е, когда атеистическая власть ослабила тотальный идеологический контроль. Художник здесь вспоминает не только древних, но и супрематическое наследие Казимира Малевича.

Наталия Гончарова. «Ангелы и аэропланы». 1914. Фото: Государственный Русский музей
Наталия Гончарова. «Ангелы и аэропланы». 1914.
Фото: Государственный Русский музей

Финал истории остается открытым. Кто-то всерьез изображает ангелов, как скульптор Марина Спивак, использующая вечный мрамор. У художника Вадима Григорьева-Башуна в «Крыльях ангела» («Икар-XXI») изображен юноша с крылатой татуировкой. С ней, правда, далеко не улетишь и героем мифа не станешь. Поэтому будем проще. Как фотограф Марина Мартынова. На ее снимке «Зимний ангел Елагина острова» — две большие сосульки, обнявшие водосточную трубу. Ирония и трепет в одном флаконе.

Государственный Русский музей
Ангелы ХХ века
13 июня – 19 августа

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+