18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Вслед за годом Леонардо настанет год Рафаэля

На 2020-й, год 500-летия со дня смерти Рафаэля, запланировано несколько выставок, самая большая из которых пройдет в Риме

Сразу после серии выставок, приуроченных к 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи, крупнейшая из которых открывается этой осенью в парижском Лувре (24 октября 2019 года — 24 февраля 2020 года), нас ждет 500-летняя годовщина смерти другого великого мастера эпохи Возрождения — Рафаэля Санти.

Рафаэль умер в Риме, где провел последнее десятилетие жизни. В этот период основную часть заказов он получал от папского двора, в том числе занимался росписью покоев понтифика в Ватикане — знаменитых станц Рафаэля. Мастер портретной живописи и изображений мадонн, Рафаэль вместе с Леонардо и Микеланджело входит в тройку титанов Высокого Возрождения.

В отличие от обоих своих коллег-конкурентов, доживших до старости, Рафаэль скончался в возрасте 37 лет 6 апреля 1520 года. Широкой публике его лицо знакомо по ранним, полным юношеской энергии автопортретам. В родном городе художника, Урбино, юбилейная выставка «Рафаэль и его друзья из Урбино» откроется уже в октябре нынешнего года. В Национальной галерее Марке раннее творчество Рафаэля представят в контексте произведений других живописцев, работавших при блестящем дворе герцога Урбинского. 

И как всегда в преддверии юбилеев знаменитых художников, между мировыми музеями разворачивается борьба за право выставить их знаковые работы.

Так или иначе, самая важная выставка юбилейного года пройдет в Риме в Скудерие дель Квиринале — бывших папских конюшнях при Квиринальском дворце, — галерее, находящейся в ведении итальянского министерства культуры (предварительно — с 5 марта по 14 июня 2020 года). Это выставочное пространство полностью зависит от аренды экспонатов из сторонних коллекций. Выставку Рафаэля организуют совместно с флорентийской Галереей Уффици, откуда приедут главные картины. Пока что неизвестно, какие именно произведения отправятся из Флоренции в Рим. В собрании Уффици хранятся такие вещи Рафаэля, как «Автопортрет» (1504–1506), начатый, когда художнику едва исполнилось 20, парные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены Строцци (1504–1507), «Мадонна со щеглом» (около 1506).

Еще одной важной площадкой юбилейного года станет миланская Пинакотека Амброзиана, недавно завершившая реставрацию большого картона к ватиканской фреске «Афинская школа» (1509). Произведение вернули в экспозицию в марте этого года.

Что касается других стран, то ожидается, что выставку мастера в следующем году проведет лондонская Национальная галерея, где хранится 11 произведений Рафаэля, однако официальных объявлений на этот счет пока не появлялось. Другая важная лондонская институция, Музей Виктории и Альберта, сделает акцент на семи огромных картонах к шпалерам с сюжетами из деяний апостолов Петра и Павла, находящихся в постоянной экспозиции.

Лувр не планирует делать специальную выставку, посвященную Рафаэлю, но готовит экспозицию произведений итальянского Возрождения под названием «Тело и душа. Скульптура в Италии от Донателло до Микеланджело. 1460–1520», запланированную на весну 2020 года. Подробности будут объявлены позднее, но музей рассчитывает получить важные экспонаты из итальянских коллекций.

Ранее в этом году между Францией и Италией разгорелся дипломатический скандал, когда, вопреки достигнутым договоренностям, Галерея Уффици отказалась подтвердить свое согласие отправить в Лувр ряд произведений искусства на выставку о Леонардо. Судя по всему, конфликт удалось уладить, и в минувшем месяце президенты Эмманюэль Макрон и Серджо Маттарелла встретились во французском Амбуазе, где в 1519 году скончался Леонардо, чтобы вместе почтить памятную дату. Однако до сих пор неизвестно, привезут ли в Париж легендарного «Витрувианского человека» из венецианской Галереи Академии и набросок автопортрета из туринской Королевской библиотеки.

Ввиду проблем, возникших у Лувра с Леонардо, переговоры о поддержке юбилейного года Рафаэля в Италии французской стороной, вне всяких сомнений, носят очень непростой характер.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+