18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Как Боннар растягивал время

№74
Материал из газеты

Недавняя ретроспектива работ художника заставила исследователей задуматься, каким способом он достигал эффекта «живописи по воспоминанию»

Каталог, выпущенный к большой выставке знаменитого постимпрессио­ниста Пьера Боннара (она проходила в Тейт Модерн весной), содержит пять очерков, посвященных разным аспектам творчества художника. Очерки объединены одной темой, обозначенной в подзаголовке — «Цвет памяти». Мэтью Гейл, куратор выставки, открывает эту тему в заглавном очерке. Он отмечает, что Боннар, в отличие от своих современников, избегал писать на пленэре и предпочитал «работать по памяти». «Боннар не работал, имея перед глазами объект, — пишет Гейл. — Вместо этого он фильтровал образ, находя способы создания референций, запускавших воспоминания, которые он хотел запечатлеть на холсте в мастерской». Это навело куратора на мысль, что «память была инструментом, который Боннар использовал для создания образов».

Гейл цитирует замечание самого Боннара: «В процессе работы художника присутствие объекта, темы является препятствием. Точкой отсчета в живописи является идея». И чтобы еще лучше прояснить этот важный для него вопрос, он записывает в дневнике 11 января 1942 года: «Прежде чем начать работу, я размышляю, я воображаю». Это высказывание побудило Джульетту Рицци написать интересный очерк об использовании художником фотографии.

Творческий метод Боннара основывается, скорее, не на памяти, а на более серьезном инструменте живописца — медленном, внимательном и непрерывном процессе наблюдения. Чему посвящен превосходный очерк Лайна Клаузе Педерсена — хотя здесь же выдвигается широко распространенная мысль о том, что в живописи Боннара «время и, следовательно, движение приостановлены». Между тем его работы часто не согласуются с одним-единственным моментом восприятия. Важно понять, что у Боннара не воспоминания о течении времени, а, скорее, растягивание времени через медленный процесс наблюдения, о котором сообщает нам автор в своих картинах. 

Боннар настаивал: «В нашей памяти мы находим то, что почувствовали сами, а также то, что получили через изображения, переданные нам предыдущими художниками. Мы должны быть внимательны». Боннар совсем не использовал память, он не доверял ей и в своей художественной практике далеко задвинул ее, чтобы самому внимательно смотреть — возможно, более внимательно, чем это делал любой другой художник. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+