18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Русская неделя» принесла аукционам £36 млн

Совместными усилиями четыре аукционных дома — Christie’s, Sotheby’s, MacDougall’s и Bonhams — на торгах в Лондоне продали русского искусства почти на £36 млн

Итоги традиционной летней серии аукционов русского искусства в Лондоне подтверждают ранее наметившийся тренд: наше искусство (хотя оно и составляет мизерную долю на международном арт-рынке), пережив резкое падение и цен и спроса в 2015–2016 годах, постепенно возвращается к докризисным показателям. Общий итог «русской недели» на этот раз — £35,9 млн, немногим меньше зимних £39,1 млн. Разумеется, какого-то русского бума, как в начале 2000-х, и близко нет, но есть и свои рекорды (Кузьма Петров-Водкин на Christie’s), и миллионные продажи, и значительные превышения эстимейтов. Ну а какие-то лоты, в том числе из топовых, не удается продать. Словом, все идет своим чередом.

Больше всех в этой серии заработал Christie’s в понедельник 3 июня, суммарная выручка русского аукциона составила £16,2 млн, из них более половины — £9,3 млн — принес «Натюрморт с сиренью» 1928 года Кузьмы Петрова-Водкина. Теперь это самая дорогая картина, проданная на аукционах русского искусства, и рекорд цены для художника — так эффектно русский отдел Christie’s отметил свой 50-летний юбилей.

Кроме того, руководители русских торгов Александра Бабенко и Марго Оганесян отметили интерес покупателей к произведениям Сергея Чехонина (подборка из 30 с лишним лотов была продана более чем за £1 млн) и Анны Остроумовой-Лебедевой (коллекция Александра Джаншиева из 12 работ — более £90 тыс.), а также к советскому агитационному фарфору (редкое блюдо по эскизу Стеллы Венгеровской ушло за рекордные для этой категории £275 тыс.). Другие топ-лоты, проданные выше оценочной стоимости, — это «Натюрморт с флоксами» Александра Дейнеки из коллекции Бориса Ливанова (£419,2 тыс.), «Сиверская» Ивана Шишкина (£323,2 тыс.) и портрет Авы-Элис-Мюриель Астор кисти Павла Челищева из коллекции князя Ивана Оболенского (£335,2 тыс.). В разделе декоративно-прикладного искусства фавориты вполне предсказуемые: русское серебро (супница с чернью за £250 тыс.) и изделия фирмы Фаберже (модель одуванчика из нефрита, золота, хрусталя и драгоценных камней за £137, 5 тыс.).

На следующий день, во вторник 4 июня, состоялись русские торги Sotheby’s, принесшие £12,5 млн, из них более £10 млн — на счету живописи, которая была представлена максимально разнообразно — от произведений мастера первой половины XIX века Пимена Орлова до советского нонконформизма. Топ-лотом ожидаемо стал натюрморт Михаила Ларионова, его стоимость в ходе торгов достигла £2,2 млн. Следом идет непотопляемый на рынке Иван Айвазовский (очередной эффектный морской вид за £1,2 млн против эстимейта в £500–700 тыс.). По словам главы русского аукциона Sotheby’s Рето Барметтлера, работа мариниста ушла с молотка дороже £1 млн впервые с 2014 года! Многократно превысила предварительную оценку в £80–120 тыс. «Боярыня» Константина Маковского, которая в итоге была продана за £250 тыс. Полностью была раскуплена подборка произведений советских нонконформистов, в частности по £110 тыс. ушли работы Олега Целкова. Результаты в секции ДПИ у Christie’s и Sotheby’s удивительно созвучны: наибольшим успехом у покупателей пользуется редкий агитфарфор и, конечно, вечная классика — Фаберже. Блюдо 1921 года «От боевых подвигов — к подвигам труда и от подвигов труда — к боевым», выполненное на Государственном фарфоровом заводе (бывшем Императорском), ушло за £131,2 тыс., а украшенный эмалью серебряный ковш фирмы Фаберже, исполненный мастером Федором Рюккертом, — за £112,5 тыс.

В среду утром эстафету принял аукционный дом MacDougall’s, которому удалось выручить £5,3 млн. Лидировал здесь «Бахчисарай» Бориса Кустодиева, еще одна «миллионная продажа» «русской недели»: вид Крыма 1917 года ушел за £1,6 млн. Очевидно, сыграли роль и имя автора, и патриотическая крымская тема, и редкость сюжета (изображен татарский базар — это едва ли не единственный вклад Кустодиева в ориенталистику). К тому же работа с отличной выставочной историей: в 1918 году она экспонировалась на выставке «Мир искусства», а в 1959-м участвовала в ретроспективе художника. Среди других топ-лотов MacDougall’s — портрет кисти Георгия Анненкова (£305 тыс.), изображение святого Меркурия Смоленского, написанное Николаем Рерихом (£270 тыс.), и «Гостиница „Украина“» Ивана Чуйкова (£175,5 тыс.). Последняя сумма — аукционный рекорд для художника. Впечатляющие результаты в секции современного отечественного искусства на MacDougall’s и Sotheby’s позволяют осторожно говорить о тенденции к возврату к докризисным ценам. 

Серию торгов завершил Bonhams, чей русский аукцион принес £1,9 млн. Самой дорогой работой, как и ожидалось, стал «Портрет девочки в розовом платье» Филиппа Малявина, проданный за £312,5 тыс. Впечатляет и суммарный итог распродажи коллекции резных фигурок животных Фаберже, собранной леди Каролиной Опенхаймер, — £816,9 тыс. Многие изделия уходили гораздо выше предварительных оценок, по максимальным для подобных предметов ценам. Дороже всего из этой подборки ушли нефритовая таблетница в форме лягушки (£225 тыс. при эстимейте в £50–60 тыс.) и агатовая мышка (£175 тыс. при эстимейте в £40–60 тыс.). Кстати, если по суммарной выручке Bonhams и тяжело конкурировать с гигантами аукционного бизнеса вроде Sotheby’s и Christie’s, то уровень цен на конкретных мастеров, а также набор имен во многом схож. Так, работа Олега Целкова была продана за £125 тыс. — даже дороже, чем на Sotheby’s. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+