Vitra — территория дизайна и заповедник мировой архитектуры

№74, июнь 2019
№74
Материал из газеты

На территории знаменитой компании Vitra, в 15 минутах езды от Базеля, расположен уникальный музей авторской архитектуры под открытым небом

Балансирующие инструменты. Клас Ольденбург и Кози ван Брюгген. 1984
Балансирующие инструменты. Клас Ольденбург и Кози ван Брюгген. 1984

Идея собирать авторскую архитектуру владеет умами многих предпринимателей и миллиардеров. Одним из самых интересных ее воплощений на сегодняшний день является кампус швейцарской мебельной компании Vitra, который в течение 40 лет пополняется постройками знаменитых архитекторов. Эта коллекция под открытым небом выглядит настоящим справочником по первым именам. На относительно небольшой площади (точные размеры кампуса держат в секрете) соседствуют архитектурные опусы Тадао Андо, Николаса Гримшоу, Алвару Сизы, Захи Хадид, японского бюро SANAA и, конечно, швейцарских звезд Жака Херцога и Пьера де Мерона. 

Открытое фондохранилище Музея дизайна Vitra. Бюро Herzog & de Meuron. 2016
Открытое фондохранилище Музея дизайна Vitra. Бюро Herzog & de Meuron. 2016

История строительства кампуса увлекательна и даже драматична. На территории немецкого города Вайль-на-Рейне — тут нет ничего удивительного, ведь от швейцарского Базеля до немецкого Вайля всего несколько автобусных остановок, а содержать фабрику на немецкой земле значительно дешевле — Vitra обосновалась в начале 1950-х годов. Основатели фабрики Вилли Фельбаум и его жена Эрика из послевоенного поколения предпринимателей-интеллектуалов были по-настоящему увлечены дизайном и сумели поставить производство офисной и домашней мебели на крепкие коммерческие рельсы. На фабрике помнят, как в 1953 году Вилли Фельбаум в Нью-Йорке в витрине магазина увидел стул Чарльза и Рэй Имз из гнутой фанеры и понял, что ему необходимо производить и продавать такие предметы в Европе. 

Музей дизайна Vitra. Фрэнк Гери. 1989
Музей дизайна Vitra. Фрэнк Гери. 1989

Получив права на производство и продажу по лицензии предметов американского дизайна, Фельбаум начал приглашать к сотрудничеству и европейцев, зачастую доводя до ума эффектные, но заковыристые проекты. Так, после девяти лет совершенствования технологии в производство был запущен консольный стул из цельного куска пластика датчанина Вернера Пантона Panton Chair, один из самых подделываемых предметов ХХ века.

Логистический центр Vitra. Бюро SANAA. 2012
Логистический центр Vitra. Бюро SANAA. 2012

Первые в кампусе здания появились в 1950-х. Фабрика росла, развивалась, и все бы в архитектурном отношении шло вполне заурядно, если бы в 1981 году не случился пожар. Огонь уничтожил 60% построек. Решение о том, как восстанавливать кампус, принимал наследник бизнеса, сын Вилли и Эрики, нынешний президент компании Рольф Фельбаум. Именно ему пришла в голову блестящая идея пригласить к проектированию функциональных фабричных зданий выдающихся архитекторов. Вкус у Рольфа Фельбаума безупречный, ведь пять архитекторов, впоследствии получивших престижную Прицкеровскую премию, именно здесь построили свои первые здания в Европе. Чтобы реализации мощных индивидуальностей выглядели ансамблем, британскому архитектору Николасу Гримшоу было поручено разработать генеральный план застройки, которого в целом придерживаются до сих пор. 

Горка Vitra Slide Tower. Карстен Хеллер. 2014
Горка Vitra Slide Tower. Карстен Хеллер. 2014

Сегодня, помимо специально возведенных зданий, кампус украшают и выкупленные архитектурные миниатюры. Посреди сада красуется культовый геодезический купол Ричарда Бакминстера Фуллера (запатентованная в 1954 году технология принесла Фуллеру мировую славу; конкретную конструкцию привезли в сюда в 2000 году, до этого в течение 20 лет она служила павильоном для продажи автомобилей в Детройте). Любители 1950-х ценят и сборно-разборный шедевр Жана Пруве — его легкая «Заправочная станция» с аутентичной оранжево-зеленой раскраской демонтирована и перевезена в 2003 году из Франции. Гости кампуса любят крошечный экологичный домик «Диоген», придуманный итальянским архитектором Ренцо Пьяно, и автобусную остановку дизайнера Джаспера Моррисона, еще в 1990-х проектировавшего мебель для Vitra. Остановка Моррисона даже не принадлежит территории кампуса, но стальная минималистическая конструкция со стеклянной стеной, сквозь которую видны виноградники ближайшей деревни Отлинген, — настоящий шедевр. 

VitraHaus. Бюро Herzog & de Meuron. 2010
VitraHaus. Бюро Herzog & de Meuron. 2010

Конечно, особая история того, почему кампус знают на всех континентах, связана с Музеем дизайна Vitra. Сам музей, выросший из частной коллекции друга и единомышленника Рольфа Фельбаума, одного из первых собирателей дизайна ХХ века, родовитого Александра фон Вегезака, изначально был придуман именно как музей дизайна, а не музей компании — таково было условие передачи культовых модернистских стульев и светильников, прототипов и прочих ценных раритетов. Кураторы музея умеют сочетать нетривиальные идеи выставок с почти идеальным воплощением. Созданные ими выставочные проекты вроде «Сути вещей» или «100 стульев» гастролируют по всему миру. А здание музея в 1989 году спроектировал тогда еще малоизвестный в Европе Фрэнк Гери. Считается, что смотрящие в разные стороны деконструктивистские волны были чем-то вроде генеральной репетиции перед постройкой титановой бури здания Музея Гуггенхайма в Бильбао.

Пожарная станция. Заха Хадид. 1993
Пожарная станция. Заха Хадид. 1993

Каждое лето в дни работы ярмарки Art Basel в кампусе проходит традиционная летняя вечеринка Vitra. Сюда съезжаются знаменитые архитекторы, дизайнеры, коллекционеры и поклонники дизайна. И каждый год их ждет сюрприз — новое здание, новая коллекция, перформанс, дефиле или что-то совсем невероятное. В этом году Vitra анонсировала сенсационную коллаборацию с fashion-брендом. Так что на фоне авторской архитектуры будет много моды и 5 тыс. стильных гостей. В Вайле-на-Рейне с нетерпением ждут приезда Вирджила Абло, Фаррелла Уильямса и других икон поколения миллениалов. 

Специальное приложение Art Basel к The Art Newspaper Russia N 74 

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+