18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как Париж полвека назад восстал против общества потребления

№74
Материал из газеты

Исторические реликвии художественного протеста впервые показывают в Москве

«Преодоление искусства» — выставка в Московском музее современного искусства, которую нужно не только смотреть, но и читать. Афиши, плакаты, боевые листки, журналы, фильмы, объекты были созданы во Франции в 1950–1960-е в рамках радикально нового явления. Художники, адепты направлений «леттризм» и «ситуационизм», соединили поэзию, политику и акционизм, пытаясь создать нечто, что могло бы противостоять обществу потребления. 

Молодые революционеры от искусства были подобны иконоборцам своим желанием заменить образ в искусстве текстом, знаком, кадром, действием. Отказ от изображения в пользу текста казался им политическим жестом, который изменит мир. И хотя их максимализм остался утопией, почти все, что сделали тогда французские художники, вскоре вошло в художественную практику.

Сегодня артефакты тех времен, уже выцветшие, на пожелтевшей бумаге, выглядят как настоящие реликвии французской революции 1968 года. 

Экспозиция начинается с лозунгов Ги Дебора, выставленных в 1963 году в датском Оденсе. Один из них — «Преодоление искусства» —дал название всей выставке. Именно Дебор придумал ключевую для послевоенного искусства концепцию «общества спектакля», которое потребляет зрелища, но не имеет возможности управлять собственной жизнью. Рядом «Антиконцепт» Жиля Вольмана — огромная сферическая форма, на которую проецируются черно-белые кадры, а звуковая дорожка состоит из фонетической поэзии. В 1960-е годы Жерар Фроманже, один из основателей «Народного ателье афиш», выдул свое «Дыхание» из красного пластика и вышел с ним на улицы Парижа — его красные сферы, а также фотографии акций тоже можно увидеть на выставке. Революционеры от искусства не только вышли на улицы, но и приглашали зрителей к действию — в интерактивных объектах Хулио Ле Парка, Ивараля и других художников. На выставке можно увидеть объекты, вынесенные ими на улицы Парижа 19 апреля 1966 года. Среди них и знаменитая инсталляция Ле Парка «Нестабильный пол», где зрителю предлагается пройти по ряду подвижных блоков и попытаться достать свисающий с потолка надувной резиновый шар.  

Московский музей современного искусства
Преодоление искусства
До 23 июня

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+