18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Два товарища: Павел Беньков и Николай Фешин

№74
Материал из газеты

Оба художника, представленные на выставке «Место под солнцем. Беньков/Фешин» в Музее русского импрессионизма, были чрезвычайно талантливы, и это добавляет интриги в сопоставление их творчества

Когда устраиваются ретроспективные выставки «на двоих», обычно возникает вопрос, насколько уместно соседство тех или иных художников. Идет ли речь о единомышленниках, исповедовавших сходные взгляды на искусство, или куратор намеренно сталкивает разных авторов, желая сыграть на контрасте? В обоих случаях успех парной экспозиции не очевиден и не гарантирован. Но если рассмотреть доводы, по которым произведения Павла Бенькова (1879–1949) и Николая Фешина (1881–1955) демонстрируются сейчас в одном пространстве — в залах Музея русского импрессионизма, то никаких вопросов возникать не должно. Их сопоставление представляется обоснованным, хотя на протяжении десятилетий оно было попросту невозможным.

Художники были земляками (оба родились в Казани), почти ровесниками, хорошими приятелями и соучениками — сначала в местном художественном училище, после в Императорской академии художеств в Петербурге. Фешин учился у Ильи Репина, Беньков — у Дмитрия Кардовского. И оба впоследствии преподавали в Казани, в том самом училище, где начинали свой путь. А затем судьба их развела и географически, и политически: вторую половину жизни Фешин провел в США, Беньков — в советском Узбекистане. Название выставки — «Место под солнцем» — под­ра­зумевает чужбину, которая для каждого из них оказалась по-своему горькой, но и благодатной.

Здесь важно подчеркнуть, что оба художника были чрезвычайно талантливы, и это добавляет интриги в сопоставление их творчества. Причем оба до конца дней работали в реалистической манере, на которую, конечно, повлияли рыночные американские условия в одном случае и соцреалистические установки — в другом, однако повлияли не настолько, чтобы обезличить. Стиль Фешина вообще послужил одним из образцов для многих художников в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе; триумф Бенькова оказался куда более локальным — и все же он заслуженно стал мэтром у себя на второй родине, в Самарканде. Идея их экспозиционного сближения сулит почти неизбежные зрительские радости — для тех, разумеется, кто ценит в живописи не концепции, а чувственность, лирику и свободу кисти. В проекте участвует несколько российских музеев начиная с Третьяковки и Музея Востока, а также десяток частных коллекционеров.  

Музей русского импрессионизма
Место под солнцем. Беньков/Фешин
5 июня – 24 сентября

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+