Николай Фешин рисовал на бумаге из булочной

Реставрация живописи и графики художника в Центре имени Грабаря не только спасла работы, но и дала много интересных подробностей о творчестве Фешина

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова в студии в Лондоне. 1919 г. Courtesy of Picasso Museum Pari
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова в студии в Лондоне. 1919 г. Courtesy of Picasso Museum Pari
До реставрации. Николай Фешин. «Портрет Н. Бельковича». Середина 1910-х. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
После реставрации. Николай Фешин. «Портрет Н. Бельковича». Середина 1910-х. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Реставратор А.В.Проскурнина
До реставрации. Николай Фешин. «Портрет Н. Бельковича». Середина 1910-х. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
После реставрации. Николай Фешин. «Портрет Н. Бельковича». Середина 1910-х. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Реставратор А.В.Проскурнина

В выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря открывается выставка произведений Николая Фешина его русского периода, 1900-х — начала 1920-х годов. Объединяет работы не только то, что все они написаны до эмиграции художника в США (покидать любимую Россию он не хотел, но в то же время больше не мог работать в стране, где «искусство использовалось лишь в целях пропаганды»). В течение последних трех лет представленные произведения реставрировались в ВХНРЦ. Девятнадцать произведений — 3 картины и 16 рисунков — собрались из пяти региональных музеев и одной частной московской коллекции. Среди них — гуашевые эскизы Фешина к дипломному полотну «Капустница», написанному в 1909 году перед выпуском из мастерской Ильи Репина в петербургской Академии художеств, по которым можно проследить, как художник работал над композицией. Или «Женский портрет (Сидорченко)» — одно из немногих ранних графических произведений, чудом уцелевших после пожара в казанской художественной школе.

До реставрации. Николай Фешин. «Женский портрет (Сидорченко)». 1915. Самарский областной художественный музей
После реставрации. Николай Фешин. «Женский портрет (Сидорченко)». 1915. Самарский областной художественный музей. Реставратор Е.Мымрина
До реставрации. Николай Фешин. «Женский портрет (Сидорченко)». 1915. Самарский областной художественный музей
После реставрации. Николай Фешин. «Женский портрет (Сидорченко)». 1915. Самарский областной художественный музей. Реставратор Е.Мымрина

Угольные и карандашные рисунки, эскизы, созданные масляными красками на картоне, листы, выполненные Фешиным в смешанной технике, — оптимальный способ реставрации подбирали для каждой работы отдельно, исследовав пигменты и бумагу. С последним специалистам пришлось особенно нелегко: почти для всех произведений, созданных в первые послереволюционные годы, Фешин использовал серую низкокачественную бумагу — тонкую, ломкую, трудно поддающуюся восстановлению. В такую в булочных заворачивали хлеб, другой просто не было. Художник приспособился использовать серый цвет этой бумаги и ее неровную поверхность в художественных целях, а позже, уже в Америке, покупал дорогую фактурную китайскую бумагу, чтобы найденный эффект сохранить.

Нарушили сохранность работ и бытовые факторы. Загибы по периметру листа, многочисленные монтировочные наклейки и следы клеев разного состава стали причиной серьезных повреждений, от которых реставраторам тем не менее удалось избавиться.

До реставрации. Николай Фешин. Эскиз к картине «Капустница». 1907–1909
После реставрации. Николай Фешин. Эскиз к картине «Капустница». 1907–1909. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Реставратор М.О.Куприянова
До реставрации. Николай Фешин. Эскиз к картине «Капустница». 1907–1909
После реставрации. Николай Фешин. Эскиз к картине «Капустница». 1907–1909. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Реставратор М.О.Куприянова

Узнать подробности о том, как велись реставрационные работы, можно благодаря мультимедийному сопровождению выставки: каждый этап восстановления задокументирован, материалы будут демонстрироваться в зале экспозиции. Организаторы также подготовили образовательную программу — цикл лекций о реставрации графики и экскурсии в реставрационные мастерские.

Выставка открыта с 16 по 30 марта.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+