Удивительное путешествие автомобильного концерна BMW и ярмарки Art Basel

№74, июнь 2019
№74
Материал из газеты

BMW Group выступает в качестве одного из ключевых партнеров ярмарки современного искусства, не только показывая арт-кары именитых мастеров, но и поддерживая молодых художников

Работа финалистки шорт-листа BMW Art Journey 2017 Мариэлы Скафати
Работа финалистки шорт-листа BMW Art Journey 2017 Мариэлы Скафати

Автомобильный концерн BMW давно закрепил за собой звание передовика культурных инициатив среди крупных мировых брендов. На протяжении почти полувека он успешно использует доход от продажи лошадиных сил во благо развития искусства и культуры. К примеру, для многочисленных арт-коллабораций и парт­нерств с крупнейшими культурными институциями. Почетное место среди таких проектов занимает сотрудничество с выставкой-ярмаркой современного искусства Art Basel, которое к сегодняшнему дню успело достигнуть своего совершеннолетия. За это время арт-кары BMW — целая серия из 19 автомобилей, расписанных знаменитыми художниками, — стали надежными ориентирами ежегодных ярмарок в Базеле, Майами-Бич и Гонконге, а самые именитые гости мероприятий, кажется, привыкли перемещаться между площадками на премиальных автомобилях баварского концерна.

Работа Макса Хупера Шнайдера для BMW Art Journey
Работа Макса Хупера Шнайдера для BMW Art Journey

Нужно отдать должное неутомимому энтузиазму и художественному чутью бренда: грандиозные произведения искусства на колесах из коллекции BMW Art Car продолжают удивлять новизной. Среди создателей арт-каров были и первопроходец этой коллаборации Александр Колдер, и Фрэнк Стелла, и Роберт Раушенберг, и Джон Балдессари, и еще много славных имен. Недавнее автовоплощение артистического эго принадлежит авторству Цао Фэй, китайской художницы, известной своими мультимедийными работами. В ее прочтении BMW M6 GT3 из осязаемого мира переместился в пространство дополненной реальности. 

BMW не был бы BMW, если бы ограничился одной демонстрацией своих арт-каров. Для каждой из трех ежегодных ярмарок Art Basel концерн готовит художественные вернисажи, собирает гостей на публичные дискуссии и представляет новые исследовательские проекты. Одним из примеров интеграции технологий BMW в искусство стала парящая скульптура «Привилегия на свободу» дуэта Studio Drift. В декабре 2017 года в небо над Майами-Бич запустили сразу 300 светящихся дронов, которые повторили траекторию полета птичьей стаи.

Художница Мика Тадзима, которая быласреди первых финалистов шорт-листа BMW Art Journey
Художница Мика Тадзима, которая быласреди первых финалистов шорт-листа BMW Art Journey

В 2015 году BMW совместно с Art Basel начал беспрецедентный проект, направленный на поддержку начинающих художников, — BMW Art Journey. Экспертное жюри два раза в год составляет шорт-лист претендентов из числа молодых участников ярмарок Art Basel в США и Китае, представленных в секциях Discoveries и Positions. Победитель получает возможность отправиться в своеобразную арт-экспедицию, план которой он разрабатывает самостоятельно. Работы победителей, созданные по следам путешествий, занимают свое место в экспозиции очередного сезона ярмарки.

За четыре года победителями BMW Art Journey успели стать шесть молодых художников. Первым свой маршрут на карте BMW Art Journey проложил гонконгский художник и музыкант Самсон Янг, который проследовал за колокольным звоном через пять континентов. На ярмарку в Майами-Бич он привез работу «По ком звонит колокол: путешествие в акустическую историю конфликтов» — серию музыкальных и визуальных композиций, отражающих социальные отголоски набата.

Работа Зака Лэнгдона-Поула, представленная на Art Basel Hong Kong 2018 в секции Discoverie
Работа Зака Лэнгдона-Поула, представленная на Art Basel Hong Kong 2018 в секции Discoverie

В следующем году Хеннинг Фер и Филипп Рюр, творческий дуэт из Кельна, по итогам своего тура привезли работу «Искусство памяти: даб-музыка и башня Центрального телевидения Китая». Казалось бы, ямайский бит с пекинской достопримечательностью не связывает решительно ничего — но нет, их объединяет петлеобразная структура, которая так захватила художников. Следующим лауреатом стала фотохудожница из Лондона Эбигейл Рейнолдс, которая посетила 16 разрушенных библиотек на Великом шелковом пути (что символично, материалы ее исследования вошли в отдельную книгу). Еще одна победительница, индийская художница Астха Бутаил, представила проект «В отсутствие письменности», который связан с устными традициями и способами фиксации священных текстов и обычаев. Путешествие другого победителя BMW Art Journey, большого любителя аквариумов Макса Хупера Шнайдера, вылилось в коллекцию мини-экосистем. Они сформировались внутри боксов, размещенных художником на различных участках дна Мирового океана. Следом за ним в путь отправился Джамал Сайрус, который представил серию работ, раскрывающую смысл этнокультурного понятия «Афро-Атлантика» — географии циркуляции идей в треугольнике Европы, Африки и Америки. 

Зрители Art Basel в Гонконге в начале этого года увидели, куда могут завести древние звездные карты. В лаундже BMW был представлен результат экспедиции по следам миграций птиц и животных последнего победителя проекта, Зака Лэнгдон-Поула. Там же, в Гонконге, жюри BMW Art Journey объявило шорт-лист новых финалистов. В него вошли три художницы: Кларисса Тоссин, Лу Янг и Шен Син. Кто из них отправится в очередное арт-путешествие, станет известно 13 июня на ярмарке в Базеле. 


Томас Гирст, руководитель направления международных культурных проектов BMW Grou
Томас Гирст, руководитель направления международных культурных проектов BMW Grou

Томас Гирст
Руководитель направления международных культурных проектов BMW Group

Справка

Как родился проект BMW Art Journey? Кто был его инициатором?

Трудно сказать, и на самом деле до конца не ясно, кто придумал, кто начал и когда это было. Вообще, формат партнерства с кем-то — всегда лучший вариант. Спонсорство — это просто денежная транзакция, а партнерство — уже интер­акция. Мы предпочитаем второе. С Art Basel мы сотрудничаем уже довольно давно, с 2002 года. Тут важно, что наше сотрудничество не статично, оно развивалось, трансформировалось, разрасталось. Когда ярмарке требовались шат­тлы для ВИП-гостей, мы как автомобильный партнер, естественно, предоставляли их. Спустя какое-то время нам захотелось подключиться не только к сервисной, но и к смысловой стороне ярмарки. Так появился лаундж BMW. Связи с оргкомитетом крепли, мы обсуждали вероятность более тесного сотрудничества — в дискуссиях и родился проект BMW Art Journey. И я, конечно, горжусь этой инициативой. Потому что мы не просто даем художникам деньги — мы даем им возможность покинуть студию и отправиться в удивительное путешествие. 

Прослеживается тенденция: с ярмаркой Paris Photo у вас резидентная программа в Доме-музее Нисефора Ньепса, с Art Basel — арт-путешествия финалистов. Почему так важно вытащить художника из студии?

Нужно смотреть издалека. Для нас важно, чтобы у каждого проекта был потенциал на продолжительный срок. Да, мы — один из крупнейших в мире автомобильных концернов, но, когда дело касается наших культурных инициатив, нам хочется делать вещи со смыслом. Наши проекты — это не однодневная вспышка. И «Фоторезиденция», и Art Journey — способ создать нечто более значимое с исследовательской, с эмоциональной точки зрения, а для этого недостаточно просто студии и нескольких дней работы. 

Как происходит отбор победителей? Вы принимаете в этом участие? 

Выбор финалистов BMW Art Journey — процесс многоступенчатый. К примеру, в Гонконге сначала оргкомитет Art Basel утверждает состав галерей-участниц, затем галереи отбирают художников, которых они привезут, далее жюри ярмарки из их списков выбирает художников для представления в секции Discoveries. Каждый, кто попадает в нее, может стать участником проекта BMW Art Journey, и, должен сказать, каждый на это надеется. В шорт-лист всегда входят три финалиста; после отбора у них есть два месяца, чтобы представить жюри проект своего путешествия. Жюри состоит из профессионалов мира искусства, представителей BMW в нем нет и не будет. Для нас это вопрос принципиальный, поскольку мы никак не хотим влиять на решение, оно должно быть независимым и беспристрастным.

То есть даже вы, руководитель культурного направления BMW, не участвуете в судействе?

Можете себе представить? Я обычно присутствую на обсуждении, но сижу прикусив язык. Я сам — творческий человек, и бывает, что мои взгляды не совпадают с мнением жюри. Но я молчу, хотя порой мне это нелегко дается. И я считаю это правильным решением. BMW Art Journey — очень важная инициатива, и нам хочется, чтобы процесс отбора был полностью прозрачен и справедлив. Мне достаточно и того, что мы даем возможность чьему-то грандиозному, порой довольно сложному плану, существующему только на бумаге, воплотиться в реальное произведение искусства. Это дорогого стоит. Приятно видеть, как молодые художники — участники BMW Art Journey становятся известными более широкой профессиональной публике, их узнает сообщество, ими все больше интересуются галереи и коллекционеры. При этом наблюдать, как их идеи воплощаются в жизнь и в то же время трансформируются в процессе, тоже очень любопытно. 

А когда победители возвращаются из экспедиций, что они обычно говорят? Для вас они, получается, почти как дети, которые возвращаются из летнего лагеря.

Слава богу, наши победители — люди взрослые, поэтому все они возвращаются преисполненными благодарности. Дети, в отличие от них, после каникул вечно приезжают с недовольными лицами и своим родителям стараются ничего не рассказывать. Так что нам повезло гораздо больше. Все, кто отправляется в путешествие, едут не отдыхать — они едут ради исследований, за новыми открытиями. В дороге каждый из них ведет онлайн-дневник, поэтому мы можем практически в режиме реального времени наблюдать за тем, что с ними происходит. К тому же мы во многом помогаем им по ходу путешествий, ведь зачастую они проводят на одном месте всего два-три дня, за это время невозможно успеть все запланированное. И речь может идти не просто о разных городах, но о разных странах и континентах. Мы же стараемся заранее договориться с нужными людьми на местах для решения важных вопросов. К примеру, когда Самсон Янг был в Санкт-Петербурге, он смог попасть в Эрмитаж уже после закрытия, и научный сотрудник музея специально для него завел знаменитые часы «Павлин». BMW Art Journey — по-настоящему уникальный проект, аналогов ему в мире нет. Конечно, став его частью, получив такую поддержку и невероятный опыт, наши художники возвращаются полными светлых эмоций и вдохновения. 

Еще…

Специальное приложение Art Basel к The Art Newspaper Russia N 74

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+