Вся история цвета: от ляписа-лазури, кобальта до киновари или вермильона

Цвет: как его получают в Национальной галерее в Лондоне — первая в Великобритании выставка, посвященная краске как материалу художника. По словам ее куратора Кэролайн Кэмпбелл, «мы уже привыкли к тому, что нужные нам цвета всегда доступны, будь то на экране компьютера или в палитре Dulux, где угодно и когда угодно. Но для большинства представленных здесь художников из нашего собрания, это было куда сложнее». Здесь картины мастеров прошлого — от Возрождения до импрессионизма, от Ван Дейка до Дега, образцы декоративно-прикладного искусства, минералы и прочие материалы, предоставленные британскими музеями.

Выставка построена в соответствии с кольцевой структурой цветового круга: от голубого через зеленый к желтому, оранжевому, красному и фиолетовому. «Мы стараемся использовать каждый цвет, чтобы рассказать об отдельном аспекте более общей его истории», — объясняет Кэмпбелл. Первый зал, например, целиком посвящен «поиску идеального синего», начиная от светящейся ляпис-лазури древних артефактов из Британского музея и до современной смальты, приобретающей серый оттенок при смешивании с маслом.

Отдел, посвященный желтому цвету, демонстрирует, «как художники использовали красители, применявшиеся до них в глазурованной керамике». Образцы майолики из Британского музея должны стать убедительным подтверждением, что «ярко-желтый и оранжевый большей частью были производны от керамики». А красный краплак часто просто воспроизводился использованием для этого обрезков текстиля.

Однако в то время как большая часть выставки посвящена технологическим инновациям в поисках стойкого и
доступного цвета, «красный зал» также демонстрирует неподвластность некоторых пигментов воздействию времени. В картине Дега Расчесывание волос (ок. 1896), когда-то принадлежавшей великому колористу Анри Матиссу, насыщенный красный был получен из киновари, или вермильона. «Это один из главных источников красного в настенной живописи Древнего Рима, после использовавшегося в Европе и Восточном Средиземноморье, то есть с древнейших времен и до конца XIX — начала XX века», — рассказывает Кэмпбелл. — Б. Л.
Национальная галерея
Цвет: как его получают

Лондон
До 7 сентября

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+