Рейтинг музеев – 2019: «красивая картинка» — идеал представления о современном музее

№73, май 2019
№73
Материал из газеты

Главный прирост в российских музейных социальных сетях идет через Instagram — что вполне в мировом тренде

«Подмигивающая Фрида». 1933. Фотография Люсьены Блох, подруги художницы. Фото: Bentley Gallery/Музей Фаберже
«Подмигивающая Фрида». 1933.
Фото: Люсьены Блох, подруги художницы. Фото: Bentley Gallery/Музей Фаберже

Без представительства в социальных сетях сейчас не обходится ни один музей, ведь они дают возможность самым простым и незатратным способом прорекламировать коллекцию, анонсировать выставку. И, чтобы не превратиться в монотонную афишу, вовлечь аудиторию: например, попросить присылать свои фотографии из музея. Или устроить специальную акцию, как это сделал Музей Фаберже на выставке «Фрида Кало и Диего Ривера» в Манеже в День всех влюбленных. Пары в образах художников проходили бесплатно, выкладывали в соцсетях селфи со специальным хештегом и, таким образом, принимали участие в конкурсе, главным призом которого была поездка в Мексику. Подобные мероприятия и без того популярным выставкам только прибавляют очки. В итоге в топ-50 «Самые посещаемые художественные выставки Москвы и Санкт-Петербурга» эта оказалась на пятом месте.

Инстаграм Музея Фаберже. Фото: Instagram
Инстаграм Музея Фаберже.
Фото: Instagram

Если в прошлом году мы отметили увеличение количества музейных YouTube-каналов, то в этом обращает на себя внимание большой, в два-три раза, рост числа подписчиков в Instagram, что абсолютно укладывается в мировой тренд (ведь даже такой консервативный вид деятельности, как продажа искусства, в этой соцсети набрал невероятные обороты). Ну и, конечно, сама идея размещения «красивых картинок» как нельзя ближе преобладающему современному представлению о музее. А вот бум Telegram-каналов обошел музеи стороной. То есть почти у всех крупных они есть, но какой-то взрывной активности там не наблюдается.

Инстаграм Государственного Эрмитажа. Фото: Instagram
Инстаграм Государственного Эрмитажа.
Фото: Instagram

Можно отметить, что тройка лидеров прошлогоднего рейтинга — Государственный Эрмитаж, Государственный исторический музей и Государственная Третьяковская галерея — осталась неизменной и лишь укрепила свои позиции, имея аккаунты во всех соцсетях (исключение составляет лишь Исторический, который свой Telegram-канал пока что не завел). На пятое место с одиннадцатого буквально ворвался Государственный Русский музей, суммарно увеличив количество подписчиков по всем соцсетям втрое, особенный рост — с 24 097 до 178 000 — у него также наблюдается именно в Instagram. На такой же высокой позиции у музея сообщество в соцсети «ВКонтакте». «Русский музей обязательно отвечает на вопросы посетителей как в комментариях, так и в личных сообщениях групп и страниц, — рассказали нам в пресс-службе музея. — Например, сообщество в „ВКонтакте“ оперативно реагирует на самые разные запросы — от комментариев искусствоведческого характера до помощи в посещении дворцов или организации профессиональных контактов». 

Региональные музеи также весьма активны в социальных сетях и не попали в наш рейтинг только потому, что он ограничивается 20 строчками. Как и в прошлом году, они предпочитают взаимодействовать со своими подписчиками в российских соцсетях — «Одноклассниках» и «ВКонтакте».

Инстаграм Третьяковской галереи. Фото: Instagram
Инстаграм Третьяковской галереи.
Фото: Instagram

Музеи с самым большим числом подписчиков в соцсетях. Топ-20

Данные приведены на 10 апреля 2019 года. 
Учитывались данные по следующим соцсетям: Facebook, Instagram, YouTube, Twitter, ВК, ОК, Telegram. Полностью, с указанием числа подписчиков каждой из соцсетей, статистика опубликована в The Art Newspaper Russia за май 2019, стр. 37

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+