18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рейтинг музеев – 2019: как российские музеи борются за посещаемость

№73, май 2019
№73
Материал из газеты

Кроме статистики посещаемости за 2018 год, мы получили от столичных и региональных музеев информацию об их методах борьбы за ее увеличение

Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н.Толстого „Ясная Поляна“». Фото: Музей «Ясная поляна»
Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н.Толстого „Ясная Поляна“».
Фото: Музей «Ясная поляна»

Посылая российским музеям при подготовке рейтинга приглашение поделиться статистикой, мы на сей раз включили в него дополнительные вопросы: «Что предпринимается вашим музеем для повышения посещаемости? Какие методы в этой сфере представляются вам эффективными?» Далеко не все институции сочли нужным на них ответить. А среди тех, кто ответил, опять же не все прислали обстоятельные комментарии. Тем не менее даже фрагменты пазла могут дать некоторое представление о картине в целом.

Чаще всего музейщики упоминают активность в соцсетях. Этот рецепт очевиден, но уже отнюдь не нов. Сегодня, пожалуй, существенным становится не сам по себе факт информирования аудитории через интернет, а тактика поддержания долговременного диалога с ней. В том числе при участии «микроинфлюенсеров», то есть дружественных блогеров со своим кругом почитателей. Отсюда, кстати, недалеко до сарафанного радио — методики, которая фигурирует в ряде ответов из музеев. А «сарафан» — это уже не одни лишь соцсети, тут могут срабатывать хоть телефонные рекомендации, хоть разговоры на кухне. Словом, один из важнейших трендов — деликатно формировать и привязывать к себе незримыми нитями лояльную аудиторию, равно в онлайне и в офлайне. Что любопытно, уже второй год наш рейтинг самых активных в соцсетях российских музеев мало совпадает с рейтингом самых посещаемых. Это доказывает ставшую трюизмом истину: сегодня, в эпоху Facebook и wi-fi, ходить в музей можно и не вставая с дивана.

Никто, конечно, не умаляет роль и музейного хайпа, хотя само это слово, что характерно, в ответах не встречается. Респонденты предпочитают говорить о «полномасштабных пиар-кампаниях к каждой выставке» или «активном продвижении выставок», но сверхзадача тут понятна: в идеале всем бы хотелось периодически реализовывать некие хитовые проекты, которые бы обладали ажиотажной привлекательностью и служили локомотивом для музея в целом. Удается такое, увы, не всем. 

На территории музея-заповедника «Херсонес Таврический» в Севастополе. Фото: Сергей Малгавко/ТАСС
На территории музея-заповедника «Херсонес Таврический» в Севастополе.
Фото: Сергей Малгавко/ТАСС

И все же набор инструментов для возгонки посещаемости, чтобы не делать ставку только на блокбастеры, многообразен. Даже вокруг рутинной постоянной экспозиции можно создать условия, при которых посетительский ручеек неуклонно бы ширился. Удобный для клиентов график работы, онлайн-продажа билетов, система скидок по картам лояльности, аудиогиды и мобильные приложения, культивация принципа «всей семьей целый день в музее», специальные тарифы для тур­операторов — это далеко не все из перечня. В начале обзора мы упоминали устойчивую моду на образовательные программы, а ведь у них бывают бесчисленные особенности и оттенки. А еще праздники, фестивали, блошиные рынки и концерты на свежем воздухе — разумеется, там, где для этого в принципе существуют условия. 

В ряде институций в ходу излюбленные, фирменные рецепты. Скажем, Приморский государственный объединенный музей им. В.К.Арсеньева во Владивостоке любит и умеет делать выездные выставки в местном аэропорту, а Пермская государственная художественная галерея придумывает партнерские проекты с городскими театрами. Государственный музей-заповедник В.Д.Поленова сосредоточен на рационализации ландшафтных маршрутов, чтобы посетителям не приходилось толпиться в камерных пространствах усадьбы. А Волго-Вятский филиал Государственного центра современного искусства в Нижнем Новгороде вообще изобрел экспериментальную теорию по персонализации зрителя, которую там окрестили «бирюзовым пиаром». Чтобы не переврать, не станем расшифровывать. Если интересно, спросите у них сами. 

Методология
• • • 
Благодарим Министерство культуры РФ за доступ к АИС «Статистика», данные которой использовались при составлении рейтинга посещаемости музеев.
• • • 
Российские рейтинги самых посещаемых выставок основаны на цифрах, предоставленных музеями и выставочными залами по запросу нашей газеты.
 • • • 
При составлении рейтинга самых посещаемых выставок — 2018 мы учитывали и те, что завершились в начале 2019 года. Топ выставок выстраивался по числу посетителей в день, а не по абсолютной посещаемости.  

Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» в Истре. Фото: Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим»
Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» в Истре.
Фото: Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим»

Самые посещаемые художественные музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Топ-20

Источники: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий), сведения музеев. Все музеи указаны с филиалами, если таковые есть.

Самые посещаемые художественные музеи в регионах. Топ-10

Источник: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий). 

В рейтинг не включены музеи, в которых число посетивших выставки и экспозиции, в том числе в составе экскурсий, не превышает 100 тыс. человек. При подготовке рейтинга были использованы новая методология подсчета и дополнительные источники информации, что делает невозможным сравнение с прошлогодними показателями.

Государственный музей-заповедник «Царское Село». Фото: Руслан Шамуков.
Государственный музей-заповедник «Царское Село».
Фото: Руслан Шамуков.

Самые посещаемые парковые комплексы, ландшафтные, историко-архитектурные музеи, кремли. Топ-25

Источники: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий), сведения музеев.

Самые посещаемые историко-краеведческие музеи в регионах. Топ-10

Источник: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий). 

В рейтинг не включены музеи, в которых число посетивших выставки и экспозиции, в том числе в составе экскурсий, не превышает 100 тыс. человек. При подготовке рейтинга были использованы новая методология подсчета и дополнительные источники информации, что делает невозможным сравнение с прошлогодними показателями.

Музей-заповедник «Изборск». Фото: предоставлено музеем
Музей-заповедник «Изборск».
Фото: предоставлено музеем

Самые посещаемые литературные и мемориальные музеи. Топ-15

* Без учета посещений выставок музея в зоне свободного доступа Ельцин Центра.

Источник: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий).

Самые посещаемые тематические музеи России. Топ-10

Источники: АИС «Статистика» Министерства культуры РФ (с учетом массовых и культурно-образовательных мероприятий), сведения музеев.

В рейтинг не включены музеи, в которых число посетивших выставки и экспозиции, в том числе в составе экскурсий, не превышает 100 тыс. человек.

Рейтинг подготовили: Алексей Алексеев, Роман Бар, Татьяна Маркина, Дмитрий Смолев, Азиза Тахирова, Светлана Янкина

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Макс Фридлендер не понаслышке: еще раз про любовь к старым мастерам
Классический труд знаменитого немецкого искусствоведа «От Ван Эйка до Брейгеля: этюды по истории нидерландской живописи» спустя столетие опубликован на русском языке. Что здесь устарело, а что нет, сообщают современные комментарии
25.08.2023
Макс Фридлендер не понаслышке: еще раз про любовь к старым мастерам
6
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
7
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+