Вселенная Мунка: без злодеев и супергероев

№73, май 2019
№73
Материал из газеты

Роман-комикс о жизни гениального художника может претендовать на приз в двух номинациях: как самая объективная биография (ни одного слова от автора, только цитаты) и как гид по основным мотивам творчества

Квернеллан С. Мунк. М.: Ад Маргинем Пресс. 2019. 280 с., ил.
Квернеллан С. Мунк. М.: Ад Маргинем Пресс. 2019. 280 с., ил.

Биографический комикс норвежца Стеффена Квернеланна, в 2013 году получивший на родине автора престижную литературную Премию Браги, переведен уже на десяток языков — и вот добрался до России вместе с выставкой Эдварда Мунка в Третьяковской галерее.

Свободный формат графического романа автор уравновесил вполне научной задачей — сделать биографию, составленную из одних цитат. Благо в источниках недостатка нет: существуют дневники и письма Мунка, воспоминания современников и труды первых исследователей. Обо всем этом Квернеланн рассказывает сам: он и его друг, искусствовед Ларс Фиске, периодически появляются на страницах комикса в качестве персонажей, обсуждают прочитанные нами главы (попутно отвечая на возможные вопросы и упреки читателей), ходят «по мунковским местам» и выпивают для снижения пафоса.
Комический алкокарнавал вообще является основной модальностью романа, вероятно соответствующей миру норвежской и немецкой богемы начала ХХ века. Первые страницы забрасывают нас именно туда — во времена сольной выставки Мунка в Берлине, закрытой со скандалом. В густом вареве из кулаков, бутылок и голых задниц возникают очень лиричные пассажи из дневников Мунка — и звучат вполне органично. Конечно, нас знакомят и с Августом Стриндбергом (пожалуй, самый неприятный персонаж комикса), и с роковой красавицей Дагни Юль, и со многими другими.

В комиксе Квернеланна художник становится персонажем. Фото: Иллюстрация из книги Steffen Kverneland
В комиксе Квернеланна художник становится персонажем.
Фото: Иллюстрация из книги Steffen Kverneland

Мы движемся по типичному для комикса миру с утрированно угловатыми персонажами, но вдруг проваливаемся внутрь одного из воспоминаний Мунка (например, его рассказа о первой любви) — и там все иначе: размытые линии, зыбкие тени… Книгу можно смело рекомендовать как энциклопедию мунковских мотивов и приемов. Квернеланн ссылается на них буквально сотнями способов: то заимствует у своего героя цветовую гамму, то наделяет прохожего лицом из «Крика», то отражает в воде знаменитое солнце из «Танца жизни»… Графический ряд позволяет автору строить гипотезы с куда большей свободой, чем его коллегам — академическим исследователям. Например, в рассказе о том, что верующий отец переживал по поводу нехристианского образа жизни сына, возникают мотивы из «Автопортрета в аду», хотя нигде не сказано о том, что именно отношения с отцом натолкнули художника на этот сюжет.

Ближе к концу книги все чаще возникают перерисованные картины. Мир Мунка растворяет в себе и стилистику комикса, и саму реальность. Алкогольные будни богемы вытесняются флешбэками в детство художника, где одна смерть сменяет другую. Потом веселья становится больше, но шутят либо умирающие, либо о покойниках. Мы обнаруживаем, что нас постепенно завели в довольно сложный и глубокий, хотя и травматичный мир, который покидаешь с сожалением и любовью к главному герою.  

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+