Вселенная Мунка: без злодеев и супергероев

№73, май 2019
№73
Материал из газеты

Роман-комикс о жизни гениального художника может претендовать на приз в двух номинациях: как самая объективная биография (ни одного слова от автора, только цитаты) и как гид по основным мотивам творчества

Квернеллан С. Мунк. М.: Ад Маргинем Пресс. 2019. 280 с., ил.
Квернеллан С. Мунк. М.: Ад Маргинем Пресс. 2019. 280 с., ил.

Биографический комикс норвежца Стеффена Квернеланна, в 2013 году получивший на родине автора престижную литературную Премию Браги, переведен уже на десяток языков — и вот добрался до России вместе с выставкой Эдварда Мунка в Третьяковской галерее.

Свободный формат графического романа автор уравновесил вполне научной задачей — сделать биографию, составленную из одних цитат. Благо в источниках недостатка нет: существуют дневники и письма Мунка, воспоминания современников и труды первых исследователей. Обо всем этом Квернеланн рассказывает сам: он и его друг, искусствовед Ларс Фиске, периодически появляются на страницах комикса в качестве персонажей, обсуждают прочитанные нами главы (попутно отвечая на возможные вопросы и упреки читателей), ходят «по мунковским местам» и выпивают для снижения пафоса.
Комический алкокарнавал вообще является основной модальностью романа, вероятно соответствующей миру норвежской и немецкой богемы начала ХХ века. Первые страницы забрасывают нас именно туда — во времена сольной выставки Мунка в Берлине, закрытой со скандалом. В густом вареве из кулаков, бутылок и голых задниц возникают очень лиричные пассажи из дневников Мунка — и звучат вполне органично. Конечно, нас знакомят и с Августом Стриндбергом (пожалуй, самый неприятный персонаж комикса), и с роковой красавицей Дагни Юль, и со многими другими.

В комиксе Квернеланна художник становится персонажем. Фото: Иллюстрация из книги Steffen Kverneland
В комиксе Квернеланна художник становится персонажем.
Фото: Иллюстрация из книги Steffen Kverneland

Мы движемся по типичному для комикса миру с утрированно угловатыми персонажами, но вдруг проваливаемся внутрь одного из воспоминаний Мунка (например, его рассказа о первой любви) — и там все иначе: размытые линии, зыбкие тени… Книгу можно смело рекомендовать как энциклопедию мунковских мотивов и приемов. Квернеланн ссылается на них буквально сотнями способов: то заимствует у своего героя цветовую гамму, то наделяет прохожего лицом из «Крика», то отражает в воде знаменитое солнце из «Танца жизни»… Графический ряд позволяет автору строить гипотезы с куда большей свободой, чем его коллегам — академическим исследователям. Например, в рассказе о том, что верующий отец переживал по поводу нехристианского образа жизни сына, возникают мотивы из «Автопортрета в аду», хотя нигде не сказано о том, что именно отношения с отцом натолкнули художника на этот сюжет.

Ближе к концу книги все чаще возникают перерисованные картины. Мир Мунка растворяет в себе и стилистику комикса, и саму реальность. Алкогольные будни богемы вытесняются флешбэками в детство художника, где одна смерть сменяет другую. Потом веселья становится больше, но шутят либо умирающие, либо о покойниках. Мы обнаруживаем, что нас постепенно завели в довольно сложный и глубокий, хотя и травматичный мир, который покидаешь с сожалением и любовью к главному герою.  

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+