18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Австрия вернет России античные предметы, вывезенные нацистами

Амфоры и рельефы прибудут в Темрюкский историко-археологический музей осенью

Музей Зальцбурга объявил о возвращении в Россию восьми предметов античного искусства, вывезенных из СССР нацистами в 1943 году. Речь идет о трех простых глиняных амфорах и пяти надгробиях.

Три из надгробных стел относятся к периоду эллинизма (IV–I века до н.э.) и происходят из древнегреческих районов колонизации Причерноморья. На одном из рельефных надгробий изображен человек, возлежащий на ложе, в позе, характерной для симпосиума, — распространенная иконография для подобных греческих надгробий. Вторая плита уже несет на себе отпечаток греческой и местной культур: на ней изображен всадник, причем не только с копьем, но и с колчаном, луком и стрелами — оружием, типичным именно для этих степных районов. Всадника сопровождает слуга или оруженосец, что подчеркивает высокое положение погребенного. На третьем надгробном рельефе также изображен всадник — в типичном восточном одеянии лучника и узнаваемом фригийском колпаке.

Еще два рельефа относятся к более позднему времени. Мотив треугольного фронтона указывает на период Римской империи. Одно из надгробий украшено рельефом стоящего мужчины, возможно воина, одетого в короткую тунику. Изображение плохо сохранилось, однако можно разглядеть, что у него копье или меч, а на голове шлем или фригийский колпак. Наконец, на последней плите представлено некое божество и три лавровых или цветочных венка. В центре композиции изображен умерший, окруженный семьей. Ни одно из пяти надгробий не имеет надписей, что затрудняет их конкретную идентификацию.

О том, что эти экспонаты имеют сомнительное происхождение, в Музее Зальцбурга знали давно. Но то, что они происходят из коллекции Темрюкского историко-археологического музея в Краснодарском крае, куда они вернутся уже этой осенью, музейщики выяснили при подготовке каталога к выставке «Аншлюс, война и развалины: Зальцбург и его музей во времена национал-социализма», состоявшейся в прошлом году. Причем открытие может стать не последним: как полагают австрийские специалисты, в фондах музея находится около 5 тыс. спорных предметов.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+