18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Австрия вернет России античные предметы, вывезенные нацистами

Амфоры и рельефы прибудут в Темрюкский историко-археологический музей осенью

Музей Зальцбурга объявил о возвращении в Россию восьми предметов античного искусства, вывезенных из СССР нацистами в 1943 году. Речь идет о трех простых глиняных амфорах и пяти надгробиях.

Три из надгробных стел относятся к периоду эллинизма (IV–I века до н.э.) и происходят из древнегреческих районов колонизации Причерноморья. На одном из рельефных надгробий изображен человек, возлежащий на ложе, в позе, характерной для симпосиума, — распространенная иконография для подобных греческих надгробий. Вторая плита уже несет на себе отпечаток греческой и местной культур: на ней изображен всадник, причем не только с копьем, но и с колчаном, луком и стрелами — оружием, типичным именно для этих степных районов. Всадника сопровождает слуга или оруженосец, что подчеркивает высокое положение погребенного. На третьем надгробном рельефе также изображен всадник — в типичном восточном одеянии лучника и узнаваемом фригийском колпаке.

Еще два рельефа относятся к более позднему времени. Мотив треугольного фронтона указывает на период Римской империи. Одно из надгробий украшено рельефом стоящего мужчины, возможно воина, одетого в короткую тунику. Изображение плохо сохранилось, однако можно разглядеть, что у него копье или меч, а на голове шлем или фригийский колпак. Наконец, на последней плите представлено некое божество и три лавровых или цветочных венка. В центре композиции изображен умерший, окруженный семьей. Ни одно из пяти надгробий не имеет надписей, что затрудняет их конкретную идентификацию.

О том, что эти экспонаты имеют сомнительное происхождение, в Музее Зальцбурга знали давно. Но то, что они происходят из коллекции Темрюкского историко-археологического музея в Краснодарском крае, куда они вернутся уже этой осенью, музейщики выяснили при подготовке каталога к выставке «Аншлюс, война и развалины: Зальцбург и его музей во времена национал-социализма», состоявшейся в прошлом году. Причем открытие может стать не последним: как полагают австрийские специалисты, в фондах музея находится около 5 тыс. спорных предметов.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+