18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Австрия вернет России античные предметы, вывезенные нацистами

Амфоры и рельефы прибудут в Темрюкский историко-археологический музей осенью

Музей Зальцбурга объявил о возвращении в Россию восьми предметов античного искусства, вывезенных из СССР нацистами в 1943 году. Речь идет о трех простых глиняных амфорах и пяти надгробиях.

Три из надгробных стел относятся к периоду эллинизма (IV–I века до н.э.) и происходят из древнегреческих районов колонизации Причерноморья. На одном из рельефных надгробий изображен человек, возлежащий на ложе, в позе, характерной для симпосиума, — распространенная иконография для подобных греческих надгробий. Вторая плита уже несет на себе отпечаток греческой и местной культур: на ней изображен всадник, причем не только с копьем, но и с колчаном, луком и стрелами — оружием, типичным именно для этих степных районов. Всадника сопровождает слуга или оруженосец, что подчеркивает высокое положение погребенного. На третьем надгробном рельефе также изображен всадник — в типичном восточном одеянии лучника и узнаваемом фригийском колпаке.

Еще два рельефа относятся к более позднему времени. Мотив треугольного фронтона указывает на период Римской империи. Одно из надгробий украшено рельефом стоящего мужчины, возможно воина, одетого в короткую тунику. Изображение плохо сохранилось, однако можно разглядеть, что у него копье или меч, а на голове шлем или фригийский колпак. Наконец, на последней плите представлено некое божество и три лавровых или цветочных венка. В центре композиции изображен умерший, окруженный семьей. Ни одно из пяти надгробий не имеет надписей, что затрудняет их конкретную идентификацию.

О том, что эти экспонаты имеют сомнительное происхождение, в Музее Зальцбурга знали давно. Но то, что они происходят из коллекции Темрюкского историко-археологического музея в Краснодарском крае, куда они вернутся уже этой осенью, музейщики выяснили при подготовке каталога к выставке «Аншлюс, война и развалины: Зальцбург и его музей во времена национал-социализма», состоявшейся в прошлом году. Причем открытие может стать не последним: как полагают австрийские специалисты, в фондах музея находится около 5 тыс. спорных предметов.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+