18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Антонио Канова держал в уме великое наследие античности

№73
Материал из газеты

В Неаполе показывают работы художника, вдохновленного помпейскими фресками

Вряд ли можно было найти лучшее место для выставки «Канова и античность», чем Национальный археологический музей Неаполя с его великолепной коллекцией. Современники сравнивали Антонио Канову (1757–1822), самого знаменитого скульптора неоклассицизма, с выдающимися ваятелями Древней Греции и Древнего Рима. С античным искусством Канова познакомился, приехав в 1780 году в Рим, после того как окончил венецианскую Академию художеств и поработал некоторое время в Венеции. Под сильнейшим впечатлением от увиденного в Вечном городе Канова после любил повторять, что великое наследие античности «нужно держать в уме, чувствовать в крови, пока оно не станет естественным, как сама жизнь». А насколько полно он сумел воплотить свое творческое кредо, можно оценить, сравнивая, например, гипсовые версии его атлетов «Кревга» и «Дамоксена» (1794–1795) с исполинским музейным «Геркулесом Фарнезским» или «Тезея и Минотавра» (1782) с античным «Отдыхающим Гермесом». Эту бронзовую скульптуру Канова увидел в 1780 году в летней резиденции неаполитанского короля Карла VII в Портичи. 

На выставке представлено более 110 произведений Кановы: скульптуры, рисунки, эскизы, а также — впервые после недавней реставрации — 34 темперы и акварели, вдохновленные помпейскими фресками. Их предоставила глиптотека Музея Антонио Кановы в Поссаньо, родном городе скульптора. Целых шесть мраморных скульптур привезли из Государственного Эрмитажа, где хранится самая крупная в мире коллекция работ Кановы, в том числе знаменитые «Три грации» (1813–1817). Из других примечательных вещей здесь — «Аполлон, венчающий себя венком» (1781–1782) из Музея Гетти в Лос-Анджелесе и одна из мраморных версий «Кающейся Магдалины» из Музеев ди Страда Нуова в Генуе. 

Отдельная тема выставки — Антонио Канова в Неаполе, куда впервые он приехал еще совсем молодым человеком, совершая гранд-тур, а после возвращался уже знаменитым мастером для выполнения заказов местных правителей и высшей знати. Первая его неаполитанская скульптура — «Венера и Адонис» (1789–1794) — представлена на выставке в гипсовой копии. Мраморный оригинал находится в Женевском музее искусства и истории и не подлежит транспортировке. В 1795 году работу приобрел маркиз Франческо Берио и выставил в отдельном павильоне для публики, но вскоре вынужден был его закрыть из-за невиданного наплыва посетителей.  

Национальный археологический музей Неаполя
Канова и античность
До 30 июня

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+