18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Антонио Канова держал в уме великое наследие античности

№73
Материал из газеты

В Неаполе показывают работы художника, вдохновленного помпейскими фресками

Вряд ли можно было найти лучшее место для выставки «Канова и античность», чем Национальный археологический музей Неаполя с его великолепной коллекцией. Современники сравнивали Антонио Канову (1757–1822), самого знаменитого скульптора неоклассицизма, с выдающимися ваятелями Древней Греции и Древнего Рима. С античным искусством Канова познакомился, приехав в 1780 году в Рим, после того как окончил венецианскую Академию художеств и поработал некоторое время в Венеции. Под сильнейшим впечатлением от увиденного в Вечном городе Канова после любил повторять, что великое наследие античности «нужно держать в уме, чувствовать в крови, пока оно не станет естественным, как сама жизнь». А насколько полно он сумел воплотить свое творческое кредо, можно оценить, сравнивая, например, гипсовые версии его атлетов «Кревга» и «Дамоксена» (1794–1795) с исполинским музейным «Геркулесом Фарнезским» или «Тезея и Минотавра» (1782) с античным «Отдыхающим Гермесом». Эту бронзовую скульптуру Канова увидел в 1780 году в летней резиденции неаполитанского короля Карла VII в Портичи. 

На выставке представлено более 110 произведений Кановы: скульптуры, рисунки, эскизы, а также — впервые после недавней реставрации — 34 темперы и акварели, вдохновленные помпейскими фресками. Их предоставила глиптотека Музея Антонио Кановы в Поссаньо, родном городе скульптора. Целых шесть мраморных скульптур привезли из Государственного Эрмитажа, где хранится самая крупная в мире коллекция работ Кановы, в том числе знаменитые «Три грации» (1813–1817). Из других примечательных вещей здесь — «Аполлон, венчающий себя венком» (1781–1782) из Музея Гетти в Лос-Анджелесе и одна из мраморных версий «Кающейся Магдалины» из Музеев ди Страда Нуова в Генуе. 

Отдельная тема выставки — Антонио Канова в Неаполе, куда впервые он приехал еще совсем молодым человеком, совершая гранд-тур, а после возвращался уже знаменитым мастером для выполнения заказов местных правителей и высшей знати. Первая его неаполитанская скульптура — «Венера и Адонис» (1789–1794) — представлена на выставке в гипсовой копии. Мраморный оригинал находится в Женевском музее искусства и истории и не подлежит транспортировке. В 1795 году работу приобрел маркиз Франческо Берио и выставил в отдельном павильоне для публики, но вскоре вынужден был его закрыть из-за невиданного наплыва посетителей.  

Национальный археологический музей Неаполя
Канова и античность
До 30 июня

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+