18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Сестры-призраки» проходят опознание

№73
Материал из газеты

Анализ полотна Артемизии Джентилески из коллекции Галереи Уффици обнаружил подмалевок, поразительно похожий на картину, которую недавно приобрела лондонская Национальная галерея

Анализ барочной картины Артемизии Джентилески из коллекции флорентийской Галереи Уффици выявил записанный набросок, почти идентичный другому произведению художницы, которое недавно приобрела лондонская Национальная галерея. Реставратор из Италии полагает, что обе работы созданы на основе одного картона или эскиза.

Чечилия Фрозинини, возглавляющая отдел реставрации живописи в государственной реставрационной мастерской Opificio delle Pietre Dure, рассказывает, что, для того чтобы заглянуть под основной красочный слой «Святой Екатерины Александрийской» (1618–1620), специалисты использовали такие неинвазивные техники, как ультрафиолетовый, инфракрасный и рентгеновский анализ.

Изображенная на картине святая смотрит вверх, а ее голову венчает корона. В Уффици считают, что в этом образе Джентилески соединила свой автопортрет и портрет Катерины, дочери великого герцога Фердинанда де Медичи. На изображении, полученном при помощи рентгенографии, вместо короны на голове Екатерины виден тюрбан, а ее лицо повернуто к зрителю — точно так же, как на «Автопортрете в образе святой Екатерины Александрийской» (1615–1617), которую Национальная галерея приобрела в июле 2018 года за £3,6 млн.

По словам представителей Галереи Уффици, анализ также обнаружил «загадочное маленькое лицо» слева от лица святой Екатерины, «сюжетно никак не связанное ни с законченным произведением, ни с его ранней версией». 

Реставраторы отмечают, что контуры лондонского портрета практически полностью совпадают с контурами подмалевка картины из Уффици. «Мы полагаем, что у Джентилески был картон или по крайней мере подготовительный рисунок, который она использовала несколько раз, варьируя изображение и внося изменения в композицию», — говорит Фрозинини.

На протяжении долгого времени имя Артемизии Джентилески (1593–1653) было практически вычеркнуто из истории искусства. Не так давно она снова вошла в обойму и обрела признание как одна из первых художниц, пользовавшихся широкой популярностью среди покровителей искусства XVII столетия.

Летиция Тревес, куратор итальянской, испанской и французской живописи XVII века в лондонской Национальной галерее, рассказала, что ее музей предоставил для сопоставления контуры автопортрета Джентилески Галерее Уффици и музею «Уодсворт Атенеум» в американском Хартфорде (здесь хранится ее «Автопортрет с лютней», написанный приблизительно в 1615–1618 годах; это поясной портрет, на котором она также изобразила себя сидящей лицом к зрителю). По словам Тревес, положение рук на картине из Национальной галереи совпадает с подмалевком из Уффици, а голова — с автопортретом из «Уодсворт Атенеум». «Выяснилось, что эти участки совпадают с точностью до миллиметра, а это значит, что Джентилески использовала какую-то особую технику переноса отдельных элементов на холст», — говорит Тревес.

Она также сообщила, что, хотя на лондонском портрете и не обнаружили никаких скрытых изображений, анализ показал, что Джентилески переписывала драпировку платья и изменила оттенок ткани на рукаве. 

Впереди у исследователей еще много работы. «Творческие методы Артемизии, техническая сторона ее искусства изучены гораздо хуже, чем у других художников, — отмечает Тревес. — Любое новое открытие становится прорывом». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+